Признаки, симптомы, лечение болезни.
(
лечение народными методами
)
ДИСТРЕСС-СИНДРОМ РЕСПИРАТОРНЫЙ НОВОРОЖДЕННЫХ (синдром дыхательных расстройств)
- неинфекционные патологические процессы (первичные ателектазы, болезнь
гиалиновых мембран, отечно-геморрагический синдром), формирующиеся в
пренатальном и раннем неонатальном периодах развития ребенка и проявляющиеся
нарушением дыхания. Частота развития респираторного дистресса зависят от
степени недонашивания и составляет в среднем 60% у детей, родившихся при сроке
беременности менее 28 нед, 15-20% - при сроке 32-36 над и 5% - при сроке 37
нед и более. При рациональном выхаживании таких детей летальность приближается
к 10%.
Этиология, патогенез. Развивается в основном у недоношенных детей от матерей с
отягощенным акушерским анамнезом (сердечно-сосудистые заболевания, сахарный
диабет, нефропатии, патология плаценты, маточные кровотечения). Имеет значение
внутриутробная гипоксия, асфиксия и гиперкапния в родах при наличии незрелости
ткани легкого. Под действием гипоксии и гиперкапнии наступает нарушение
легочного кровообращения, происходит пропитывание межальвеолярных перегородок
серозной жидкостью с выходом в просвет альвеол составных частей плазмы, в
частности фибрина. Образование гиалиновых мембран возможно и в результате
снижения фибринолитической активности крови. Отмечается также отсутствие или
резкое снижение активности антиателектатического фактора (сурфактанта), что
способствует возникновению ателектазов. Определенное значение имеет дефицит
плазминогена, альфа2-макроглобулина и развитие локального или
диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови. Отмечаются
недоразвитие эластической ткани легкого, незрелость альвеол, аспирация
околоплодной жидкости и слизи, особенно у глубоконедоношенных детей.
Клиническая картина. Большинство детей рождаются в состоянии асфиксии и
врожденной гипоксии, но расстройства дыхания могут появиться не сразу, а
спустя несколько часов после рождения. Типичными являются резко выраженные
признаки дыхательной недостаточности:
одышка с частотой дыханий 60 и более в 1 мин (нередко с апериодическим
дыханием), цианоз (периоральный, акроцианоз, генерализованный), бледность
кожных покровов, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры
(напряжение крыльев носа, втяжение уступчивых мест грудной клетки -
межреберных промежутков, мечевидного отростка грудины, втягивание надключичных
ямок), ригидность грудной клетки, иногда пена у рта, затрудненный "ворчащий"
вдох (спазм глосовой щели), раздувание щек. Отмечается снижение двигательной
активности, гипорефлексия, мышечная гипотония. Для раннего выявления и оценки
тяжести дыхательных расстройств у новорожденных используют шкалу Сильвермана
(табл. 13). Оценка производится в динамике каждые 6 ч на протяжении 2-3
дней.
По мере прогрессирования болезни дыхательные расстройства и симптомы угнетения
нервной системы нарастают, усиливается цианоз, появляются апноэ, "хрюкающий"
выдох и парадоксальное дыхание (при выдохе передненижние отделы грудной клетки
втягиваются, а живот выпячивается), рассеянная крепитация. Часто появляются
местные и генерализованные отеки; пенистые, иногда кровянистые выделения изо
рта. Поражается сердечно-сосудистая система, наблюдаются тахикардия, глухие
тоны сердца, сохраняются плодовые коммуникации с праволевым шунтом, нарастают
признаки легочной гипертензии, развивается кардио- и гепатомегалия.
Диагноз респираторного дистресса основывается на данных клинической картины.
Его можно предсказать на основании изучения содержания лецитина или
тромбопластической активности околоплодных вод.
Если отношение уровней сфингомиапин - лецитин в околоплодных водах более 2,0,
то вероятность развития респираторного дистресса 2%, если менее 2,0- 50%, если
менее 1,0-100%. Может быть использован также простой тест на зрелость легких -
"пенистый тест" Клементса с содержимым желудка, полученным при
зондировании.
Дифференциальный диагноз проводят с пневмониями, пороками развития легких и
сердца, внутричерепной родовой травмой, диафрагмальной грыжей.
Лечение. Прежде всего это профилактика охлаждения (последнее снижает или
прекращает синтез сурфактанта). Ребенка сразу после рождения заворачивают и
помещают под лучистый источник тепла, а далее в кувез. Проводят мероприятия по
оживлению и восстановлению дыхания. Хорошие результаты дает
противоацидотическая терапия. Основным показанием к коррекции гидрокарбонатом
натрия считается общее тяжелое состояние ребенка (менее 6 баллов по Апгар) и
развитие декомпенсированного ацидоза (рН<7,3). Раствор гидрокарбоната натрия
вводят повторно в последующие 2-3 дня до нормализации показателей
кислотно-основного состояния (рН 7,35-7,4). Широко применяют введение
витаминов, сердечных средств (0,05- 0,1 мл 0,06% раствора коргликона),
эуфиллина и др.
Инфуэионная терапия должна проводиться медленно в небольшом объеме со
скоростью 3-5 капель в 1 мин. Состав вводимой жидкости определяется
поставленной целью:
доставка организму калорий, снижение процессов катаболизма и степени ацидоза,
улучшение водно-солевого обмена, предупреждение гипо- или гиперкалиемии и
гипераминоацидемии. При шоке и кровопотере показаны гемотрансфузии (10 мл
свежей крови). Необходима постоянная ингаляция 30% кислородно-воздушной смеси.
Показанием к искусственной вентиляции является р02, равное 40-50 мм рт. ст.
при вдыхании 100% кислорода, и рСО2, равное 70-80 мм рт. ст.
Эффективно применение кислородно-гелиевых смесей (70% гелия и 30% кислорода).
Большое значение имеет уход:
покой, содержание в кувезе. Время начала кормления определяют индивидуально с
учетом функционального состояния ребенка и степени недоношенности. При тяжелом
течении, особенно при нарушении координации глотания, сосания и дыхания,
назначают кормление через зонд. По мере выздоровления детей переводят на
кормление сцеженным женским молоком, а затем прикладывают к груди матери.
Прогноз при развитии отечно-геморрагического синдрома и гиалиновых мембранах
тяжелый, в остальных случаях благоприятный.
О данном заболевании Вы можете самостоятельно почитать
в популярной медицинской литературе,
которую можно бесплатно скачать.
А здесь приведена помощь о том,
как скачать бесплатно эту литературу.
|
Полезная литература:
|