ЕНИСЕЙСКИЕ КАЗАКИ

ЕНИСЕЙСКИЕ КАЗАКИ

Казацкий справочник

ЕНИСЕЙСКИЕ КАЗАКИ- небольшая община, возникшая из служилых Казаков, поселявшихся в верховьях реки Енисея.
В 1619 г. они построили Енисейский острог, ставший опорным пунктом для продвижения <землепроходцев> на р. Лену и дальше к востоку. Но через несколько лет оказалось, что одного небольшого укрепления здесь мало и что путь на восток не достаточно обеспечен с юга. Поэтому местный воевода отправился в Москву с просьбой поставить и второй острог. Он там докладывал в <Казанском дворце>: <А только де того нового острогу ставить не послать, и в Енисейском остроге без прибавочных людей быть не уметь, для того что Енисейский острог место дальнее, за всеми сибирскими городы украинный город, и приходы к нему воинских людей частые, да и государевых ясачных людей, которые платят в Енисейский острог ясак, - тем енисейским служилым людям, 100 человекам, уберечь от воинских людей немочно> (С. В. Бахрушин, Научные труды, т. IV, стр. 17).
13 декабря 1626 г. из Москвы в Сибирь пошел приказ: <Велено в Сибири, в Тобольску и в иных сибирсках городах для тое посылки в Качинскую землю на Красный Яр прибрати четыре человека атаманов, да четыреста человек казаков... на том Красном Яру на реке на Енисее поставить острог, а послать тех ново-приборных атаманов и казаков из Тобольска в ту Качинскую землю, указал государь, с Андреем Дубенским> (там же стр. 19).
Однако, свободных Казаков и атаманов в Сибири тогда удалось набрать только 505 человека и эти служилые люди, перенося большие лишения и голод, отражая нападения местных Татар, построили к зиме 1628 г. Красный острог. будущий Красноярск на Енисее.
Таким образом Е. К. выделились из Сибирских в первой четверти семнадцатого века.
Как и все Сибирские Казаки, они происходили из семей тех служилых Казаков, которые за два века эмиграции Дона привязались к богатому лесному северу и не пожелали возвратиться на южные реки с общей казачьей волной. Потомки прежних Донских Казаков пришли сюда с новых мест своего расселения: из Зырянской земли, из северных русских городов Вычегды, Ваги, Холмогор, Устюга, Вятки, Казани и др. В Енисейском и Красноярском острогах, а также в окруживших их деревнях были поселены и Днепровские Казаки - Черкесы, которые попадали в Сибирь как пленные или ссыльные. Иные из Казаков приходили сюда с семьями, другие брали себе жен из тех же казачьих семей или женились на чуземках. За расовой чистотой казачьих сотен, в большинстве случаев, следили сами воеводы. Опыт показал им нецелесообразность <прибора> людей неказачьего происхождения: <А есть, государь в Красноярском, - писал Игнатий Башковский, - при прежних воеводах поверстанные в казачью службу, многие из гулящих людей... а таким, государь, гулящим людям в казачье службе быть незобычно>. Он предлагал вместо них поверстать членов казачьих семейств: <А в тех гулящих людей места в казачью службу в Красноярском недорослей и казачьих детей и братьев и племянников верстать есть кого> (там же стр. 62). О том же ходатайствовали сами Казаки и их просьба однажды уже была выполнена в 1680 г., когда последовал указ об устранении из сотен всех иногородних: <Которые люди верстаны из тяглых людей в службу из пашенных крестьян и из посадских и из гулящих людей и казачьи послуживцы>, а также <которые верстаны на службу из иногородних служилых людей>, - все должны быть <от службы отставлены>, а в их место верстать казачьих детей, братьев и племянников родных> (там же стр. 65). Одновременно с этим, многих <воровских> Казаков присылали сюда из ссылки на поселение в качестве пашенных крестьян. Их удаляли из казачьей среды, расказачивали, но судя по актам они все же не теряли прежних племенных связей. Е. К. старались сохранить старые традиции равенства, родственной и общественной близости в службе, но с годами и среди них стала создаваться своеобразная служилая аристократия. Семьи Потылициных, Ковригиных, Терских, Кольцовых, Тюменцевых выдвигались из поколения в поколение на должности старших и младших начальников. Они пользовались авторитетом и влияниями, не только у своей меньшой братии, но и у воевод. Особенно заслуженные получали от царя звание <детей боярских>. Среди других это звание имели Василий Многогрешный, ссыльный черниговский полковник. брат опального гетмана и два члена атаманских семей Яков Мстиславович Кольцо и Константин Родионов.
Русским воеводам должны были подчиняться все Е. К., хотя они не раз бунтовались и отдельными партиями уходили дальше на восток. Вообще же, по cловам историка, <в условиях военного стана, хозяином положения всегда было <войское> с его своеобразным строем военного товарищества>.
Гарнизоны Е. Казаков должны были защищать возникающие города и деревни, охранять ясачные племена от нападений их противников, участвовать в сборе ясака, сопровождать в крупные центры, а иногда и в Москву, <соболиную казну>, <нести отъезжие караулы> и <дальние проезжие станицы>, <гонять> с отписками и донесениями.
Такой порядок их служебного и общественного строя оставался неизменным до XIX в., когда Е. К. были подчинены ведению Иркутского генерал-губернатора, который считался также Наказным атаманом Войск Енисейского и Забайкальского. Войсковое правление Е. Казаков находилось в Красноярске. Оно ликвидировано в конце прошлого века, после чего станицы и поселки начали получать наряды непосредственно из генерал-губернаторства и должны были выставлять из очередных служивых трехсотенный Дивизион несший службы конвоя, а также охраны дорожных трактов и участка границы с Монголией.
После революции 1917 г- Е. К. пытались организоваться по образцу других казачьих Войск и выбрали Войскового атамана. Их община в 25-30 тыс. душ выставила в армию Походного атамана Сибирских каз. Войск одну конную бригаду. После 1920 г соввласть полностью ликвидировала все военные и бытовые черты Е. Казаков.

Дополнительная информация ...

Более подробно об этом Вы можете самостоятельно почитать в Казачьем энциклопедическом словаре-справочнике, который можно бесплатно скачать.
А здесь приведена помощь о том, как скачать бесплатно эту литературу .





Интересные книги: