Казацкий справочник
ЕНИСЕЙСКИЕ КАЗАКИ- небольшая община, возникшая из служилых Казаков, поселявшихся в
верховьях реки Енисея.
В 1619 г. они построили Енисейский острог, ставший опорным пунктом для продвижения
<землепроходцев> на р. Лену и дальше к востоку. Но через несколько лет оказалось, что одного
небольшого укрепления здесь мало и что путь на восток не достаточно обеспечен с юга. Поэтому
местный воевода отправился в Москву с просьбой поставить и второй острог. Он там докладывал в
<Казанском дворце>: <А только де того нового острогу ставить не послать, и в Енисейском остроге без
прибавочных людей быть не уметь, для того что Енисейский острог место дальнее, за всеми
сибирскими городы украинный город, и приходы к нему воинских людей частые, да и государевых
ясачных людей, которые платят в Енисейский острог ясак, - тем енисейским служилым людям, 100
человекам, уберечь от воинских людей немочно> (С. В. Бахрушин, Научные труды, т. IV, стр. 17).
13 декабря 1626 г. из Москвы в Сибирь пошел приказ: <Велено в Сибири, в Тобольску и в иных
сибирсках городах для тое посылки в Качинскую землю на Красный Яр прибрати четыре человека
атаманов, да четыреста человек казаков... на том Красном Яру на реке на Енисее поставить острог, а
послать тех ново-приборных атаманов и казаков из Тобольска в ту Качинскую землю, указал государь, с
Андреем Дубенским> (там же стр. 19).
Однако, свободных Казаков и атаманов в Сибири тогда удалось набрать только 505 человека и эти
служилые люди, перенося большие лишения и голод, отражая нападения местных Татар, построили к
зиме 1628 г. Красный острог. будущий Красноярск на Енисее.
Таким образом Е. К. выделились из Сибирских в первой четверти семнадцатого века.
Как и все Сибирские Казаки, они происходили из семей тех служилых Казаков, которые за два века
эмиграции Дона привязались к богатому лесному северу и не пожелали возвратиться на южные реки с
общей казачьей волной. Потомки прежних Донских Казаков пришли сюда с новых мест своего
расселения: из Зырянской земли, из северных русских городов Вычегды, Ваги, Холмогор, Устюга,
Вятки, Казани и др. В Енисейском и Красноярском острогах, а также в окруживших их деревнях были
поселены и Днепровские Казаки - Черкесы, которые попадали в Сибирь как пленные или ссыльные.
Иные из Казаков приходили сюда с семьями, другие брали себе жен из тех же казачьих семей или
женились на чуземках. За расовой чистотой казачьих сотен, в большинстве случаев, следили сами
воеводы. Опыт показал им нецелесообразность <прибора> людей неказачьего происхождения: <А есть,
государь в Красноярском, - писал Игнатий Башковский, - при прежних воеводах поверстанные в
казачью службу, многие из гулящих людей... а таким, государь, гулящим людям в казачье службе быть
незобычно>. Он предлагал вместо них поверстать членов казачьих семейств: <А в тех гулящих людей
места в казачью службу в Красноярском недорослей и казачьих детей и братьев и племянников верстать
есть кого> (там же стр. 62). О том же ходатайствовали сами Казаки и их просьба однажды уже была
выполнена в 1680 г., когда последовал указ об устранении из сотен всех иногородних: <Которые люди
верстаны из тяглых людей в службу из пашенных крестьян и из посадских и из гулящих людей и
казачьи послуживцы>, а также <которые верстаны на службу из иногородних служилых людей>, - все
должны быть <от службы отставлены>, а в их место верстать казачьих детей, братьев и племянников
родных> (там же стр. 65). Одновременно с этим, многих <воровских> Казаков присылали сюда из
ссылки на поселение в качестве пашенных крестьян. Их удаляли из казачьей среды, расказачивали, но
судя по актам они все же не теряли прежних племенных связей. Е. К. старались сохранить старые
традиции равенства, родственной и общественной близости в службе, но с годами и среди них стала
создаваться своеобразная служилая аристократия. Семьи Потылициных, Ковригиных, Терских,
Кольцовых, Тюменцевых выдвигались из поколения в поколение на должности старших и младших
начальников. Они пользовались авторитетом и влияниями, не только у своей меньшой братии, но и у
воевод. Особенно заслуженные получали от царя звание <детей боярских>. Среди других это звание
имели Василий Многогрешный, ссыльный черниговский полковник. брат опального гетмана и два
члена атаманских семей Яков Мстиславович Кольцо и Константин Родионов.
Русским воеводам должны были подчиняться все Е. К., хотя они не раз бунтовались и отдельными
партиями уходили дальше на восток. Вообще же, по cловам историка, <в условиях военного стана,
хозяином положения всегда было <войское> с его своеобразным строем военного товарищества>.
Гарнизоны Е. Казаков должны были защищать возникающие города и деревни, охранять ясачные
племена от нападений их противников, участвовать в сборе ясака, сопровождать в крупные центры, а
иногда и в Москву, <соболиную казну>, <нести отъезжие караулы> и <дальние проезжие станицы>,
<гонять> с отписками и донесениями.
Такой порядок их служебного и общественного строя оставался неизменным до XIX в., когда Е. К. были
подчинены ведению Иркутского генерал-губернатора, который считался также Наказным атаманом
Войск Енисейского и Забайкальского. Войсковое правление Е. Казаков находилось в Красноярске. Оно
ликвидировано в конце прошлого века, после чего станицы и поселки начали получать наряды
непосредственно из генерал-губернаторства и должны были выставлять из очередных служивых
трехсотенный Дивизион несший службы конвоя, а также охраны дорожных трактов и участка границы с
Монголией.
После революции 1917 г- Е. К. пытались организоваться по образцу других казачьих Войск и выбрали
Войскового атамана. Их община в 25-30 тыс. душ выставила в армию Походного атамана Сибирских
каз. Войск одну конную бригаду. После 1920 г соввласть полностью ликвидировала все военные и
бытовые черты Е. Казаков.
Более подробно об этом Вы можете самостоятельно почитать
в Казачьем энциклопедическом словаре-справочнике,
который можно бесплатно скачать.
А здесь приведена помощь о том,
как скачать бесплатно эту литературу .