Казацкий справочник
ИНОГОРОДНИЕ, ИНОГОРОДЦЫ- так Казаки называют Русских и Украинцев, пришедших на их
землю, подразумевая тем людей, принадлежащих к иному роду, не казачьему и не кавказскому
(Кавказцы иногородними не считаются). Именно в таком значения понимали слово и русские акты.
Напр., в указе 1680-го года о разборе людей, записавшихся в казачьи сотни г, Красноярска, говорится:
<которые верстаны в службу из иногородних служилых людей.> - все должны быть <от службы
отставлены>, а в их место верстать казачьих детей, братьев и племянников родных> (С. В. Бахрушин,
Очерки по истории Красноярского уезда в XVII в.).
На Дону И. стали появляться только в том ж семнадцатом веке. Это был временные рабочие
приходившие для заработков, после возвращавшиеся в Россию. Церковная реформа патриарха Никона
послужил причиной притока на казачьи земли значительного числа старообрядцев из Московии, но
после поражения атамана Булавина царские карательные отряды их всех изъяли и отправили назад в
Россию, прихватив и многих Казаков старожилов. После этого на Дону долгое врем. И-них не было, а
жили одни Казаки.
В 1775 г. царица признала права русского дворянства и за классом донских старшин. Новые дворяне
получили поместья и для обработки земли начали свозить крестьян, купленных <на вывод> в соседних
губерниях. Одновременно с этим в станицах и в крепостных посадах стало появляться все больше
русских и украинских торговцев, ремесленников арендаторов свободных казачьих земель и постоянных
рабочих. От того же времени на Дон стали приходить толпы Казаков-Черкасов, недавних граждан
разрушенной Сичевой республики. Эти иногородними не считались Станицы принимали их в качестве
свободных землепашцев, иногда приписывали к своим общинам. В 1795 г. 912 семейств таких Черкасов
зачислены по приказу свыше в задонские станицы Махинскую, Кагальницкую, Мечетенскую и
Егорлыцкую. Они растворились без следа в основном казачьем населении. Начиная с царствования
Александра II власти, <решив более тесно приобщить казачьи земли к России, всячески поощряли
переселение в казачьи края переселенцев из России или Украины и (облегчали им покупку в
собственность казачьих земель>. <Закон 29 апреля 1868 г. дал русским подданым не Казакам право
приобретать, сушествующие на войсковых станичных и городских землях, дома и всякого рода
строения, на общем основании, не испрашивая согласия ни войскового начальства, ни городского, ни
станичного. Но земли должны были остаться собственностью казачьей - Войска, станиц в находиться
лишь в постоянном пользовании приобретателя недвижимости за ежегодную посаженную плату>
(Сватиков).
Иногородние жители стали множиться на казачьих землях не пропорционально жителям Казакам. Они
умножались новоприходцами и их семьи давали больший ежегодный прирост, чем семьи казачьи.
Благодаря специальным льготам в их руки скоро перешли офицерские участки и большинство
частновладельческих поместий. Таким образом к 1917 г. на казачьих землях почти повсюду оказалось
И-них больше, чем самих Казаков.
<Взаимные отношения Казаков и И-них никогда не были особенно хорошими. Прикованные к военной
службе, Казаки видели в И-них представителей торгового и ростовщического капитала. Приписывая им
и их работе разрушение старого земледельческого уклада жизни и свое разорение>. Казачья войсковая
администрация (как и казачья масса) не могла никогда отказаться от воззрения на донских крестьян, как
на чужеродный элемент, вросший в чужое тело казачьего народа>. В свою очередь И., обжившись на
новом месте, косо смотрели на особые права хозяев края, Казаков. В наше время эти антагонизмы во
многом помогли советской власти завладеть Казаками и их землей.
И. делились на коренных и пришлых. К первым причислялись все те, которые имели оседлость на
казачьей земле, в станицах, городах и селах, на протяжении двух поколений и дольше. Остальные
считались временными жителями. Конституции Дона и Кубани предоставляли первым не только
полные гражданский права, но и беспрепятственную возможность натурализоваться в казачьей среде.
Этим правом воспользовались только единицы. Остальные стали на сторону власти советов или
оказались пассивными зрителями борьбы Казаков за свой Присуд.
Более подробно об этом Вы можете самостоятельно почитать
в Казачьем энциклопедическом словаре-справочнике,
который можно бесплатно скачать.
А здесь приведена помощь о том,
как скачать бесплатно эту литературу .