Казацкий справочник
ИОСАФ СВ.- епископ Белогородский и Обоянский; до монашества Иоаким Андреевич Горленко.
Родился 8 сентября 1705 г. в г. Прилуки на Полтавщине; родители его: бунчуковый товарищ Андрей
Дмитриевич Горленко и Мария Даниловна, дочь будущего гетмана Даниила Апостола. Отец его в 1709
г. участвовал в неудачной попытке отделиться от России и потому, вместе с гетманом Мазепой, должен
был уйти в Турцию. Вернувшись через год к семье, попал под надзор властей, допросы и следствия,
потерял все богатое имущество, выселен на жительство в Москву, годами претерпевал унижения,
насилия и нужду.
Может быть, благодаря постоянным гонениям, некоторые члены многострадальной семьи Горленко
посвятили себя служению Богу и ушли в иночество. Кроме св. Иоасафа, так поступил его брат Михаил,
его дядя и тетка по отцу, который и сам закончил жизнь отшельником в лесной келий.
Восьми лет маленького Иоакима отдали учиться в Киевскую академию. Там у него рано созрело
влечение к монашеской жизни. В 1723 г., не окончив еще академии, он поступил послушником в Киево-
Межигорский монастырь, где два года провел в суровом посту и воздержания. Принятый во иноки,
возвратился в академию, закончил старший 6огословский курс и принял окончательное пострижение в
Киево-Братском монастыре, с именем Иоасафа. В 1757 г. он посвящен из иеромонахов во игумены
Лубенского мона-стыря, в 1739 г. - в сан архимандрита Мгарского монастыря, в 1745 г. перемещен на
пост наместника в Троицко-Сергиевскую лавру.
2-го июня 1748 г. архимандрит Иоасаф хиротонизован во епископы Белогорода и Обояни. На этом
посту оставался до самой смерти деятельным архипастырем и усердным молитвенником. Вознесенный
на такую иерархическую высоту, владыка не возгордился, не почувствовал себя князем Церкви, а
оставался все тем же скромным ее служителем и деятелем просвещения среди духовенства и Народных
масс.
В многочисленных храмах своей епархии он застал неустройство, убогость и грязь. Прихожане жили в
духовной темноте и дикости. Требовались новые кадры образованных служителей Церкви. По мнению
святителя, именно Духовенство должно было стать источником и рассадником морального подъема,
должно было искоренить грубость нравов в семейных и общественных отношениях, ознакомить
прихожан с истинами веры, научить относиться с уважением к святостям. Поэтому особенной опекой
он окружил Харьковский коллегиум, готовивший будущих священников.
Многие прежние пастыри не отвечали своему назначению. Одни были совсем малограмотными, другие
постоянно нарушали правила морали и нравственности. Зазнавшиеся протопопы на благочиниях
несправедливо притесняли приходских батюшек, обижали прихожан, не раз бывали жестоки со своими
крепостными. Епископ И. ограничил их самовластие, учредив коллегиальное управление делами в
составе самого протопопа, проповедника и грамотного священника. Он снабжал церковные причты
самыми подробными указаниями, заставлял их учиться, а нерадивых строго наказывал для блага
Церкви и мирян.
Сам Святитель не гнушался народа. Объезжая епархию, останавливался на ночлеги не у помещиков, а в
казачьих и крестьянских хатах, раздавал нуждающимся большие суммы денег, тайно посылал
милостыню. Были случаи, когда он, купив для больных и немощных бедняков .дрова, сам их и колол.
Так в служении Церкви и народу прошло 29 лет. Святитель всю жизнь отличался слабым здоровьем и
не очень за ним следил. Умер он 10 декабря 1754 г., всего 49 лет отроду. Погребен в маленьком склепе-
усыпальнице при Белгородском Троицком соборе.
Здесь вскоре было обнаружено, что его тело не подвергается разложению. Академик В. Ф. Зуев,
описывая достопримечательно-сти на пути из Петербурга в Херсон, рассказывает, что в том склепе
было погребено трое, но он один уже 28 лет лежит нетленен..., все тело, так как и платье и гроб, в
котором он был положен, ни мало не повредилось, выключая, что уж не так новы, как были. Лицо
немного почернело и видно от сырости заплеснело, руки заскорбли; у ног следы засохли, а в икрах еще
мягковаты. Таковая через толь долгое время нетленность произвела в народе особливое почитание>.
Толпы богомольцев стали приходить на поклонение, стали говорить о многих чудесах, свершившихся
при его мощах. Народ считал его Божьим угодником, чуть ли не от самого его погребения и много
раньше, чем духовные власти. Нетленным его тело оставалось и в дальнейшее время.
Церковное прославление Святителя Иоасафа Белгородского произошло только 4-го сентября 1911 г. в
Белгороде, при огромном стечении паломников. Жизнеописание этого святого Казака помещено в
первом выпуске Курского Патерика в 1914 г. под заглавием: <Сказание о жизни, подвигах и чудесах
Святителя и Чудотворца Иоасафа, епископа Белогородского и Обояйского>; там описано также 545
чудесных явлений, совершившихся при его гробе до 3-го июня 1911 г. Джорданвильский монастырь в
С. Ш А. выпустил в 1962 г. сокращенное издание жития под тем же названием.
Более подробно об этом Вы можете самостоятельно почитать
в Казачьем энциклопедическом словаре-справочнике,
который можно бесплатно скачать.
А здесь приведена помощь о том,
как скачать бесплатно эту литературу .