Казацкий справочник
КАЗАКИ- народность, образовавшаяся в начале новой эры, как результат генетических связей между
Туранскими племенами скифского народа Кос-Сака (или Ка-Сака) и Приазовских Славян Меото-
Кайсаров с некоторой примесью Асов-Аланов или Танаитов (Донцов). Сообщения древних историков и
географов, вместе с данными археологии, дают возможность установить довольно точно эпоху и место
возникновения нашего имени в его первоначальных формах, а также непрерывность процессов
метисации разнородных племен, при создании единой народности казачьей и время торжества среди
них славянской речи. От глубокой двадцативековой древности и до наших дней звучание и начертание
Казачьего имени в источниках подвергалось только незначительным изменениям. Первоначально у
Греков оно писалось, как Коссахи. Так Географ Страбон называл военный народ, размещавшийся в
горах Закавказья при жизни Христа Спасителя. Через 3-4 века, еще в античную эпоху, наше имя
неоднократно встречается в Танаидских надписях (инскрипциях), обнаруженных и изученных В..В.
Латышевым. Его гpeческое начертание Касакос сохранялось до Х в., после чего русские летописцы
стали его смешивать с общекавказскими именами Касагов, Касогов, Казягъ. Первоначальное греческое
начертание Коссахи дает два составных элемента этого названия <кос> и <сахи>, два слова с
определенным скифским значением <Белые Сахи>. Но название скифского племени Сахи равнозначно с
их же Сака и потому следующее греческое начертание <Касакос> можно трактовать, как вариант
предыдущего, более близкий к современному. Смена приставки <кос> на <кас> очевидно, причины
чисто звуковые (фонетические), особенности произношения и особенности слуховых ощущений у
разных народов. Эта разница сохраняется и теперь (Казак, Козак). Коссака, кроме значения Белые Сака
имеет и еще одно скифо-иранское значение - <Белые олени>.
От глубокой древности и до наших дней жизнь Казаков связана с северо-западной частью Скифии
Азиатской. Перемещения их предков в ранний кочевой период позначены <торческими> курганными
погребениями с одним конем. Они указывают первоначальное переселение в III-II в. до Р. Хр. из
Закавказья на Сев. Кавказ, где их племена начали постепенный переход к оседлости, интенсивно
внедряясь в жизнь Славян Меотиды (Северы -Плиния и Сувары - Птоломея). В результате процессов,
которые в археологии принято называть <внедрением Сарматов в среду Меотов>, на Сев. Кавказе и на
Дону появился смешанный славяно-туранский тип особой народности, делившейся наряд племён,
известных истории под именами Торетов, Торпетов, Торков, Удзов, Беренджеров, Сираков, Брадас-
Бродников и др. В пятом веке, после нашествия Гуннов, большинство из них оказалось между Волгой и
Яиком, куда вместе с ними перешли и <торческие> погребения. Распространились они и в верхне-
донскую лесостепь, где арабские историки в VIII в. обнаружили Сакалибов, а Персы, через сто лет
после них, Брадасов-Бродников. Оседлая часть этих племен, оставаясь на Кавказе, подчинялась Гуннам,
Болгарам, Казарам и Асам-Аланам, в царстве которых Приазовье и Тамань назывались Землей Касак
(Гудуд ал Алэм). Там же среди них окончательно восторжествовало христианство, после апостольской
проповеди св. Кирилла, ок. 860 г. На 35 года позднее, Кассаки Поволжья, Удзы и Торки, выполняя
военное поручение Хазарского кагана, выгнали из-за Волги Печенегов и принудили их уйти за Донец и
Днепр. При этом часть Печенегов покорилась Удзам и Торкам и вместе с ними переселилась на Нижний
Дон.
По всему Приазовью и по Дону в то время звучала уже славянская речь. Об этом знали Греки, давшие
своими свидетельствами основание автору Российских Четьи Миней утверждать, что жители Приазовья
<коих Греки Козарами, Римляне же Газарами называли, был народ скифский, языка славянского, страна
же их была близ Меотического озера> (по Ригельману). Казачий антропологический тип и казачья
разговорная речь формировались в обстановке количественного преобладания Приазовских Славян, но
до настоящих дней в нашем народе сохранилось много туранских физических свойств, много
вкраплений туранских слов и оборотов речи, из которых самым значительны> надо признать отсутствие
форм среднего рода. Не напрасно казачий язык раньше считался славяно-татарский.
То же касается и Подонских Бродников. Изученные антропологически донские погребения <начального
периода существования Саркела (см.) показывают, что уже раннее население его было смешанным. В
него вошли компоненты типичны для населения Южного Поволжья и Подонья> (В.В. Гинцбург, МИА
109). Речь здесь идет о том смешанном населении, в котором сов. археология предполагает Бродников
(М. А. Артамонов, МИА 62). По общему мнению Бродники - неоспоримые предки Донских Казаков.
Они указаны в персидской географии десятого века (Гудуд ал Алэм) на Сренем Дону под именем
Брадас и известны там до XI в. после чего их прозвище заменяется в источниках общим казачьим
именем.
В 965 г. Земля Касак путем завоевания попала под власть Киева. В 988 r. oна передана в управление
одному из Рюриковичей, Mcтиславу Владимировичу, который после смерти отца отложился от Киева в
со своими Коссаками (Косаги, Казягъ летописей) и Казарами занял подонские н донецкие степи до
Чернигова. В кровавом бою Мстислав разбил под Лиственом, выступившего против него, киево-
новгородского князя Ярослава и стал государем державы, получившей название по главному городу
Томаторкани (у Русских - Тьмутаракань). До 10601 г. Томаторкань объединяла в своих границах все
племена Коссаков и простиралась от Кубани по всему Додонью, Донцу и Северщине, включая Курск и
Рязань. Упадок этой казачьей монархия начался с приходом в Черноморские степи племенного союза
Кипчаков или Половцев (1060г.,). Юг державы. Земля Касак вместе со столицей Томаторканью, еще
полтора века после этого оставался независимым государством. Это колыбель Казаков Азовских,
Гребенских, Казаков-Черкасов, вышедших отсюда на Дон и Днепр. Жители же дентральной степной
части государства, занятой Половцами. отошли в лесо-степь и продолжали бороться против них сообща
с Русью, в качестве ее федератов (см.), верных Клобуков. В русских летописях Черные Клобуки после
стали называться Черкасами и Казаками. Все они попав на Днепр, оставались там семь веков. В свою
очередь, часть населения держа-вы Томаторканской скрылась в Крыму и запечатлена там в генуэзском
колониальном уставе, как Казаки охраны колоний.
С приходом Монголов в 1223 г. Подонские Бродники оказались на их стороне и бились против Руси на
р. Калке. Когда же по Вост. Европе установилась власть Золотой Орды (1240 г.), все Казаки оказались в
границах татарской империи. Тут они пользовались некоторыми автономными правами, имели во главе
своей Церкви епископов Сарайских и Подонских и в большинстве сохранили свой славянский язык и
христианскую веру, хотя впоследствии среди них появились и магометане. Под властью ханов Донские
Казаки оставались до конца четырнадцатого столетия, а Днепровские веком больше. Те и другие
должны были выполнять некоторые служи-лые и хозяйственные повинности.
Когда в Орде начались междоусобия Казаки, жившие вдали от правящих центров, много страдали от
своеволия ордынских шаек. Это побудило их принять участие в восстании Московского князя
Димитрия. Однако, разгром войск Мамая на Куликовом Поле (1380 г.) не принес освобождения для
Руси и стал роковым для Казаков: Татары принудили их очистить берега степной части Дона и
переселиться не только в его верховья, но и дальше на север вплоть до Камы, Сев. Двины и Белого
моря. Днепровские и Пере-копские Казаки отложились от Крыма после того, как ханы покорились
власти султана, т. е. в конце XV в., Азовские же оставались на местах до начала XVI, а потом,
рассорившись с Турками, перекочевали ближе к Северской земле. Там они объединились с общиной
Казаков Белгородских.
Последними ушли от ханов Ордынские Нагайские и Ордынские Астраханские Казаки, соединившиеся с
Донцами только во второй половине шестнадцатого столетия. От этих дат жизнь Казаков оказалась
связанной с судьбами великих княжеств Московского и Литовского. В условиях постоянной турецко-
татарской угрозы, явилась необходимость служить двум династиям: Рюриковичам в Московии и
Гедиминовичам в Литве. Протестом против этой необходимости явилось образование двух казачьих
<речных республик> на Дону и на Нижнем Днепре, которые послужили крепкими очагами
возрождающейся казачьей независимости и главными центрами объединения казачьей народности.
Однако, на родную землю и в родную среду возвращались не все Казаки. Многие роды и семьи
остались на насиженных за столетие местах Московии, Литве и Польше. Они с готовностью служили
интересам в. князей, царей и королей принимали их щедрые монаршие милости, в виде <жалований>,
<привилеев>, земельных поместий, дворянства, шляхетства, роднились с семьями Русских, <Литвы>,
Поляков и постепенно растворялись в их среде. Дети и внуки казачьих эмигрантов оставались также и
на далеком севере. Привыкнув к суровому климату, они двинулись небольшими группами на-восток
через горы и сплошные массы изобильных лесов. Промышляя пушным зверем и покоряя местные
.племена, они усвоили для московских царей огромные пространства Сибири. В первое время они еще
помнили о связях с Донскими Казаками, называли себя <сынами Тихого Дона>, и положив начало ряду
новых военных общин, стали именоваться Казаками Терскими, Уральскими, Сибирскими,
Забайкальскими и т. д. Единые по происхождении они оказались разделены огромными
пространствами, жизнь их потекла по свои особенным путям. На следующем историческом этапе XVI-
XVI1I вв. главная казачья масса выступает в качестве Донцов и Запорожцев, возвратившихся с Днепра
на исконную Землю Касак в Приазовье под именем Казаков Черноморских в конце восемнадцатого
века.
Наша древняя история пока восстановлена только в схеме и потому не раз представляется в искаженном
виде, иногда по неведению, а чаще по национальным соображениям чуждых нам историков. Вместе с
тем, непоколебимой остается старая точка зрения, изложенная в этнографическом труде профессора
Московского университета Е. Ф. Зябловского (Всеобщая география Российской империи. М. 1807, ч. 3
стр. 16) и в учебнике русской геогфии К. И. Арсеньева, где казаки указываются в качестве особого
славянскою народа, занимающего часть России, наряду с господствующими Россиянами и
покоренными Поляками.
Более подробно об этом Вы можете самостоятельно почитать
в Казачьем энциклопедическом словаре-справочнике,
который можно бесплатно скачать.
А здесь приведена помощь о том,
как скачать бесплатно эту литературу .