Казацкий справочник
КУРЕНЬ- казачий термин монголо-татарского происхождения. Значение слова К. персидский историк
XIV в. Рашид ад Дин определяет, как <кольцо>. <В старинные времена, когда какое либо племя
останавливалось на каком нибудь месте, на подобие кольца, а старейший из них был подобен точке в
середине круга, это называли курень. В нынешнее время, когда приблизится неприятельское войско,
располагаются по той же фигуре, дабы не вошел в середину чужой и неприятель>. Такой овальный
замкнутый фронт соответствует <карре> прежней европейской боевой тактики, построению фронтом на
все четыре стороны. В империи Чингисхана куренем называлась самая малая общественная единица
гражданского и военного управления; курени подчинялись агам, зайсангам, шулевгам и выделяли
особые воинские части (подразделения), составленные по родовому признаку.
По словарю турецко-татарских наречий: <Курень - толпа, племя, отряд, корпус, полк. Рашид эдд. и
Mapхонд говорят, что курень состоял из 1000 кибиток, собранных в поле (Журн. мин. нар. пр. 1843,
апрель, 40; Vie de Djeng, Mirchond, 30) Слово это перешло к Казакам и курень у них означает собрание
станиц, станицу, и иногда казацкую избу или избу, вообще, - см. Шейнбангард, Березин, стр. 30, 1840 г.
- У некоторых Татар, как например, в Астраханской губ. курень значит изба, в которой Татары пекут
хлеб, затем, вообще, пекарня и в этом значении оно принимается русскими жителями города>. В том же
словаре: <курена> - <соучастник, сотоварищ, соединенный, равный по возрасту>, а <курия - хата из
камышей, всякое строение или место оберегаемое> (Д.З. Будагов, Сравнительный словарь
турецкотатарских наречий, том II. 1871).
Запорожские Казаки, во время сожительства с Татарами и службы Крымским ханам, объединялись тоже
в курени и сохранили этот термин, перейдя на окраины Вел. княжества Литовского. У них К. это
неодинаковое по численности военное содружество односельчан и родственников с Куренным
атаманом во главе и с названием по той местности, откуда в него приходило постоянное пополнение.
Такие курени были иногда не только в Сичи, но и в поселениях Гетманщины, где Запорожские Казаки
проживали группами со своими атаманами, обособленные от другого населения. Запорожцы принесли с
собой куренное устройство и на Кубань. В Положении <Об устройстве Черноморского Войска> (Полное
Собрание Законов, т. XXVII, № 20508. 13.11.1802) говорится: <Ныне существующий внутренний сего
Войска распорядок, основан будучи на правилах прежнего Запорожского, состоит из Войскового Коша
который есть главный стан Войска, и под главным начальством Войскового (Кошевого) атамана
составляют его 40 куреней, тех самых наименований, какие существовали в Войске Запорожском, с
чинами и служителями по росписи с 1792 году июля в 30-й день означенными>.
<Каждый курень имеет начальником Куренного атамана, избираемого Казаками из равных себе. Все
Казаки и чиновники в виде простых Казаков расписаны по куреням по добровольному каждого
избранию. Число Казаков не ограничено и простирается от 100 и до 1000 человек> (Казачий
Исторический Сборник 11, 1960 г. Париж).
Более подробно об этом Вы можете самостоятельно почитать
в Казачьем энциклопедическом словаре-справочнике,
который можно бесплатно скачать.
А здесь приведена помощь о том,
как скачать бесплатно эту литературу .