Казацкий справочник
НЕКРАСОВЦЫ- Казаки ушедшие в сентябре 1708 г. с атаманом Игнатом Некрасовым за турецкую
границу на Кубань; это же прозвище сохранилось - за их потомками до наших дней.
На турецкую территорию вместе с Некрасовым перешло около 8.000 душ обоего пола, участники
Булавинского восстания и их семьи. Вначале они обосновались на Средней Кубани при Лабе или на
Таманском полуострове, где построили три городка: Блудиливский, Голубинский и Чирявский. Отсюда
они нападали на русские окраины, но и сами нераз терпели от вторжения русских войск. Продвижение
Русских в Приазовье заставило Н-цев подумать о более спокойном месте для поселения. С разрешения
турецкого султана в 1740-41 гг. большинство из них переселилось в Добруджу, а остальные
задержавшись сначала на левом берегу Кубани, через сорок лет последовали за первыми к устьям
Дуная. Здесь они сообща основали селения:. Большие Дунавцы, Сары Кей, Славу Черкасскую,
Журиловку, Некрасовку и др. В 1775г., после разгрома Русскими Низовой .Сичевой республики, там же
появились Днепровские Казаки. Те и другие старались занять лучшие рыболовные угодья и на этой
почве между ними неоднократно доходило до вооруженных схваток: Поэтому Н. через 10-15 лет начали
новое переселение к берегам Эгейского моря в Энос или на озеро Майнос в Азиатской Турции, в 25 км.
от портового города Бандерма на Эгейской море.
К началу XIX в. Н. собрались в двух отдельных группах Майносской и Дунайской. Русский этнограф Ф.
В. Тумилевич пишет б них:
<Майносская ветвь Некрасовцев жила вдали от русских границ, в чуждом окружении, изолированно,
замкнуто. Это создало усло-вия для сохранения общественно-демократического устройства общины,
какой она была на Дону, Кубани, и культуры своих предков.
<Селение Некрасовцев на Майносе состояло из пяти станиц, называлось Бив-Эвле (<селение из тысячи
домов>), другое название - <Игнат-казаки>. Неоднократно Майнос посещала чума. Кроме того
Некрасовцы умирали от тропической лихорадки, так как жили на заболоченном месте. Численность их
уменьшалась с каждым десятилетием. Когда их посетил английский путешественник Мак-Фарлен (18
ноября 1847 г.) то на Майносе насчитывалось, по его сообщению, 300 домов.
<Население Майноса несколько раз пополнялось за счет переселенцев с Эноса, а потом - с Дуная. Страх
перед чумой и холерой настолько был велик у майносцев, что они запретили Туркам, Грекам, а также
различным путешественникам посещать, осматривать их селение. У ворот стены (селение было
обнесено стеной) всегда дежурили вооруженные Казаки.
<Демократическое устройство некрасовской общины Майноса, самоуправление, экономика, семья, быт,
грамотность - все это обращало на себя внимание как иностранных, таи и русских путешественников,
побывавших у них, Мак-Фарлан пишет, что у Некрасовцев было 5 учителей, 2 священника, а
сравнительно высокое их образование, трудолюбие, порядок, чистота жилищ хорошо известны в
Турции. Основным экономическим занятием майносцев было рыболовство, скотоводство, охота>.
<На рыбный лов уходили (15 августа, на Успенье, и возвращались в апреле) мужчины от 15 до 55 лет
артелями (ватагами) по 18-25 человек во главе с <атаманком>. Ловили рыбу в Мраморном, Черном.
Эгейском, Средиземном морях и в озерах Турции. На обязанности <атаманка> лежали все хлопоты по
заключению договоров на лов и сдачу рыбы и забота о членах ватаги. Он должен был следить за
нравственным поведением членов артели, за их бытовыми нуждами, вел учет доходов. В конце сезона
при участии всех работников делил доход поровну. При возвращении на Майнос каждый рыбак одну
треть своего заработка отдавал в войсковую казну.
<Недели за две до окончания рыбного лова ватага посылала своего посла с вестью на Майнос, который
сообщал о дне возвращения артели. Все рыбаки собирались в назначенный день в городе Бандерма. С
Майноса приходили подводы для перевозки снастей, лодок, Казаков. На подступах к Майносу рыбаков
встречал атаман, старики, женщины. Встречали со знаменем Игната. стрельбой из ружей и пушечным
салютом.
<Общественное устройство Майноса, быт, семья. нравственные устои, образование определялись
<Заветами Игната Некрасова>
Вне всякого сомнения, <Заветы> - древний кодекс казачьего обычного права, собранный и записанный
по свежей памяти в эмиграции (см. НЕКРАСОВ Игнат)
<Свод законов был записан в <Игнатовой книге>, которая хранилась в священном ларце в церкви на
Майносе>. Где эта книга находится теперь неизвестно.
<Заветы> сохранили в памяти образ древних общественных отношений, забытый. Казаками под властью
России. Один из русских чиновников (В. П. Иванов-Желудков), посетивший Майнос в 1865 г.
рассказывая о необычайной честности, царившей в поселении Н-цев: <Все единогласно уверяли .меня,
что валяйся у Некрасовца мешок червонцев под ногами, он даже одного не возьмет, на том основании,
что на своей земле ничего брать нельзя>. Так же интересно его свидетельство о том, что атаманы и во
время службы, несут ответственность за проступки наравне с другими членами общины: <Что атамана
можно высечь и секут, это не подлежит сомнению и вовсе не выходит из ряда обыденных событий
майносской жизни. Точно также кладут ничком и точно также заставляют поклониться в землю и
поблагодарить словами: <Спаси Христос, что поучили!>; затем ему вручается булава, символ его
власти, которую на время наказания отбирает какой нибудь старик. Вручив булаву, все валятся атаману
в ноги, вопя: <Прости Хряста ради, господин атаман!> - Бог простит! Бог простит! - отвечает,
почесываясь, избранник народный, и все входит в прежний порядок>.
Проживая на Майносе, Н. хранили казачий общественный строй и идеалы национально-политических
свобод, за которые боролись в рядах Булавина. Двуперстие, старая вера только вдохновляли в боях, а
не служили основной целью движения. И тогда и на Майносе религия оставалась лишь частью
национальной идеологии. Поэтому майносцы или кубанцы до последних дней пребывания за рубежом
могут считаться политической в основе, а не религиозной эмиграцией.
Несколько иной облик приобрела община, оставшаяся в Добрудже, <дунаки> или <хохлы>, как их
называли майносцы. Эти постепенно потеряли казачьи национальные черты и обратились в эмиграцию
религиозную. Н. Дунайской ветви принимали к себе всех уходивших с родины старообрядцев и
русских, и украинских. Поэтому <впоследствии они ассимилировались с позднейшими выходцами из
России, утратили язык своих предков, обычаи, фольклор, предания и песни об Игнате, его <Заветы>. Не
потеряли только желания называться Казаками.
Со временем кубанцы-майносцы стали различаться с дунаками и по религиозному обряду. В то время
как первые отказались от всякого духовенства и остались при своих начетчиках (их называют
<беспоповцами>), вторые стали принимать к себе духовных пастырей Белокриницкой или Австрийской
иерархии. Но, несмотря на такие расхождения, в начале нашего века часть Н-цев переселилась из
Румынии к Майносу. Здесь они разместились отдельно от прежних поселенцев и занялись
исключительно ры-боловством, в то время как старые майносцы занимались земледелием, а на море
выходили только с осени. Особенной близости между теми и другими не возникло, хотя смешанные
браки стали обычным явлением. В начале нашего столетия среди дунаков стало распространяться
<единоверие>, причем их причетники рукополагались во священники московскими епископами.
Все время Н. несли такие тяжелые потери от эпидемий и малярии, что через 200 лет их оказалось еще
меньше, чем ушло с Дона.
Начиная от 1912 г., с разрешения русского правительства, Н. стали возвращаться в Россию. Они
просились на Дон, но их оста-вили на Кавказе и не разрешили селиться севернее Кубани. К 1958 г. в
СССР собралось 7.200 душ обоего пола, из них майносцев 1.200 человек. Именно последние принесли с
собой много интересных данных о старом языке, обычном праве и фольклоре Донских Казаков. В 1963
г. из Турции в США тоже принято 224 души дунаков и кубанцев во главе с Тарасом Агафоновичем
Атаманом, из числа отказавшихся наотрез ехать в СССР. (Все выдержки, помещенные в тексте, взяты
из книги Ф. В. Тумилевич. Русские народные сказки Казаков-Некрасовцев, Ростов 1958).
Более подробно об этом Вы можете самостоятельно почитать
в Казачьем энциклопедическом словаре-справочнике,
который можно бесплатно скачать.
А здесь приведена помощь о том,
как скачать бесплатно эту литературу .