Казацкий справочник
ОРДЫНСКИЕ КАЗАКИ- Русский генерал-майор А. И. Ригельман, написавший Две книги по казачьей
истории и от 1740 г. общавшийся с Казаками на Днепре, Дону и Тереке, говорит в <Летописном
повествовании о Малой России>: <Когда Татары, под предводительством хана своего Батыя, в 1240 г.
взяли Киев, оной до основания разрушили и всю тамошнюю страну опустошили, и был град оной со
всеми облежащими местами пуст, тогда и Казаки отторгнулись от державства Российского и оставались
под властию Татар>. В подтверждение этих слов Ригельман указывает и <Примечание к Татарской
Родословной истории о Казаках, живущих в стране, как Татары именуют, Кипчакской, т. е. на землях
тех же самых, лежащих между рек Тин или Танаис и Бористен, ныне же именуемых Доном и Днепром>.
Эти Казаки, которых Ригельман, копируя древние источники, называет иногда Косаками, до времени
<державства Российского> составляли коренное население Томаторкани. Только после смерти ее
государя Мстислава Храброго (1036 г.), Ярослав киевский <покорил под свою власть Косаков,. которык
прежде больше всех опасался> Ригельман).
Однако эти связи с Киевом оказались некрепкими. При первом появления Монголов в 1223 т. степные
племена Касаков или Казаков оказались на их стороне и способствовали поражению объединенных
русско-половецких сил. Русские летописи укоряют по этому поводу казачье племя Бродников и их
вождя Плоскыню.
После 1240 г., когда все Восточные Славяне стали данниками Золотой Орды, степные казачьи земли и
Приазовье, на Дону и на Днепре попали в границы татарской империи. По типу, привычкам и роду
жизни Казаки мало отличались от других степных народов, переходящих из кочевого в оседлый быт. В
царстве хана Бату они оказались, наравне с Половцами-Кыпчаками, своими людьми. Ставши от первой
встречи с Монголо-татарами их союзниками. Казаки имели возможность беспрепятственно проживать
на прежних местах оседлым военным народом. Ханы со временем поручили им надзор за отдельными
участками северной и западной границ. Земледельцы же из их среды должны были доставлять Татарам
плоды своих трудов. В Ипатьевской летописи сохранилась часть записи о казачьем племени Болоховцев
(под № 1241 г.). Даниил Галицкий <на не болшую вражду держа, яко от Татар болшую надежду
имеаху>, а к тому же еще, завоеватели не тронули их городков и поручили Болоховцам <да им орютъ
пшеницу и проса>.
Эти новые <татарские люди> издавна были христианами, а первые ханы не притесняли инаковерующих.
В 1261 г. киевский митрополит Киприан, по предложению хана Беркая, основал в городе Сарае
епископию для ордынских христиан. Одно время ее центр находился в Переяславе и тогда епископы
носили титул Саранских и Переяславских, но потом его. пришлось перенести назад в Сарай и епископы
стали называться Саранскими и Подонскими. Богослужения в храмах совершались на церковно-
славянском языке, а деловая переписка с митрополитами на языке русском.
Оседлое казачье население выставляло очередные ополчения, которые располагались на границах или
принимали участие в походах на запад, но из его же среды выходили своевольные и подвижные группы,
совершавшие самостоятельные набеги на соседей. Может быть, поэтому в Литве и в Польше о Казаках
сложилось представление, как о племени мало зависавшей от ханов и составлявшем как бы отдельную
орду.
Таким образом, все Казаки могли долгое время считаться ордынскими. Исключение составляли только
те, что скрылись в горах между Кабардинцами (зто будущие Гребенцы и Горские Казаки), но иногда и
они привлекались на службу отдельным ханам. Старинный русский историк Болтин пишет: <В 1282 г.
Баскак татарский Курского княжения> призвав Черкас из Бештау или Пятигорья, населил ими Слободы
под именем Казаков>. Но служба в этой области оказалась им не по душе и они ушли в Канев <к
Баскаку, который назначил им место к пребыванию ниже по Днепру. Тут они построили себе городок,
или приличнее острожек и назвали Черкасы, по причине, что большая часть их была породою Черкасы>
(листки основной Лаврентьевской летописи за этот год, по какой то причине, бесследно исчезли). Но
Черкасами назывались и тогда и после также Казаки, вышедшие с . Кавказа. По персидской географии
Гудуд ал Алэм (982г.), северо-западная часть Кавказа называлась <Землей Касак>, а источники более
поздние (Герберштейн, Матвей из Мехова) указывают, что в Пятигорье проживали и Черкасы
христиане, говорившие на славянском диалекте.
В Ермолинской летописи под годом 1445 значится: <тое же весны царь Махмет и сын его Мамутяк
послали в Черкасы по люди и прииде к ним две тысячи Казаков>. Без сомнения, речь здесь идет о
стране Черкасской, о том самом Пятигорье. В ином случае, по правилам древнего слога, стояло бы
<послали в город в Черкасы>.
В то время, когда баскак призвал Казаков из Пятигорья, правителем западных областей царства Золотой
Орды или Дешт и Кыпчак был темник Нагай. Казаки в его войсках играли заметную роль и, по мнению
казачьего историка Е. П. Савельева (История Дона), своими подвигами способствовали росту его
военной славы. Современник Нагая, Грек Пахимер (История императоров Михаила и Андроника)
рассказывает, что темник сумел основательно отатарить местное население днепровско-донецких
степей. Там все стали носить татарскую одежду, переняли татарские обычаи, язык и все вместе стали
так сильны, что легко разбили войска хана, пытавшегося принудить их к послушанию.
После Нагая, при крымских ханах Гиреях, О. К. выступают, как Казани Перекопские и Белгородские.
Из них же набирались отряды охраны черноморских колоний Генуи. В уставе колоний предусмотрены
их права и обязанности.
В известную эпоху такими же ордынскими можно считать и Донских Казаков. О них можно многое
узнать из посланий москов-ских митрополитов к приходам Червленного Яра на Среднем Дону (от
начала XIV в. до 1560 г.). Об участии этих Казаков в Куликовской битве говорит извлечение из какой то
старинной летописи, сохранявшееся в записях Вкладной книги часовни на Лубянке в Москве: <Там в
верховьях Дона народ христианский воинского чину живущий, зовомии Козаци>, выступил по стороне
Московского князя Дмитрия Донского, <с радостию стретающа его со святыми иконами и со кресты,
поздравляюще ему о избавлении своем от супостатов и приносяща ему дары от своих сокровищ, иже
имяху у себя чудотворные иконы в церквах своих>. Запись во Вкладной книге Донского монастырях
говорит и об участии их в самой битве: <Того ради последи прославися образ Пресвятыя Богородицы
Донския, зане к великому князю Димитрию Ивановичу Донские Казаки, уведав о пришествии
благоверного вел. князя Димитрия Иоановича в междуречьи Дону и Непрявды, вскоре в помощь
православному воинству пришли бяше и сей Пречистыя .Богоматери образ в дар благоверному вел.
князю Димитрию Иоановичу и всему православному воинству в сохранение, а на побеждение агарян
вручиша>.
Пишет об этом и Краткая Московская летопись, которая, по словам Ригельмана, <напоминает нам, что
перед сражением Московского вел. князя Дмитрия Ивановича с Мамаем, поднесена ему Донскими
Казаками икона Донская>. А в родословной Татарской истории он же находит: <Когда татарская сила
начала упадать, то Казаки, видя, что Россияне начали явно противиться Татарам, также напали на них
всеми своими силами>.
Причиной этих выступлений послужили междоусобия наступившие в царстве Дешт и Кыпчак, борьба
всех против всех и вытекающие из этого постоянные насилия со стороны враждующих между собою
татарских улусов.
Когда начались столкновения между разными претендентами на главенство в империи, ханы особенно
стали привлекать к себе на службу многие казачьи роды. Они формировали из них свои дружины и
ценили Казаков не меньше, чем своих знатных родственников, огланов, князей и мурз. В XV в. О. К.
составляли многочисленный социально-племенной слой в друживших между собою Крымской и
Нагайской ордах. В то время как Донские Казаки вынуждены были оставить ок. 1395 г. берега своей
реки, Перекопские, Белгородские, Нагайские и Азовские Казаки оставались с Татарами до прихода на
северные берега Черного моря завоевателей Турок. Тогда О. К. оставили ханов, признавших власть
турецкого султана, перекочевали к границам В. Княжества Литовского, а частично и к ушедшим раньше
на московские <украйны> Донцам.
Это произошло в конце пятнадцатого столетия, а через полвека все они начали дружное возвращение на
те днепровские и подонские юрты, которыми владели при Татарах и которые испокон веков считали
своим <Присудом>.
Судя по Запорожцам и всем жителям Дона, Терека и Урала, О. К., за небольшим исключением, живя
среди Татар, сохранили свои Прежние внешние и духовные черты. В массе своей они пришли назад на
Старое Поле христианами с древнеславянской речью, на которой все же несколько отложилось влияние
татарских диалектов.
Более подробно об этом Вы можете самостоятельно почитать
в Казачьем энциклопедическом словаре-справочнике,
который можно бесплатно скачать.
А здесь приведена помощь о том,
как скачать бесплатно эту литературу .