Казацкий справочник
ПОКОРЕНИЕ ДОНА- в первой половине XVI в. на Дону образовалось самостоятельное речное
государство, Эта христианская казачья республика на недавних землях павшей Золотой Орды основана
Азовскими и Белгородскими Казаками, а потом она массово пополнялась их единоплеменниками
Казаками с окраин Московии и В. княжества Литовского, возвращающимися из полуторавековой
невольной эмиграции. К концу XVI в. она уже выросла в мощное военное и полностью суверенное
политическое общество, готовое померяться силами с турецким султаном и державшее в страхе его
степных вассалов. С христианской же Москвою Донские Казаки установили отношения взаимной
поддержки. Такое положение удовлетворяло население Донской Земля, Московским же царям было не
по душе. Им приходилось с ним мириться, но в их глазах Донские Казаки оставались только
<своевольными людьми>, не пожелавшими остаться под высокой рукой христианского государя. Сто
лет до своего исхода на Дон казачьи станицы, выполняли пограничную сторожевую службу; они стали
в Московии значительным фактором не только военным или экономическим, но и социальным. Теперь
массовый уход Казаков нарушал привычный строй в стране, но задержать их силою не всегда было
возможно. Они возвращались домой на свою историческую землю и становились там желанными
членами возрождающегося народа. Поэтому то и установилось, как закон, правило <с Дону выдачи
нет!>
Ряд причин заставлял московское правительство считаться даже с таким неприятным обстоятельством.
Приходилось поневоле примириться с существованием этих самостоятельных союзников - <федератов>,
признать их права и обычаи, льстить их самолюбию, называя Великим Войском, принимать их послов с
честию наравне с другими иностранцами и даже высылать им более или менее регулярно дары -
<жалование>. А за такие блага военная республика препятствовала Татарам нападать на южные
окраины Московии.
Договорные союзные отношения нарушил царь Борис Годунов, а по его почину и сами Казаки. Они
приняли деятельное участие в его низложении, поддерживали двух самозванных царевичей и, наконец,
оказали существенное давление на Земский Собор при вы-борах царя Михаила Федоровича. По
существу все это было участием в интервенции, вооруженное вмешательство в дела соседнего
государства, ослабленного Междуцарствием и Смутой, служение собственным казачьим интересам.
Царь Михаил Федорович продолжал ту же политику лояльности по отношению к донской республике,
но однажды сделал неудачную попытку принудить ее к покорности при помощи духовно-религиозных
влияний Русской Церкви: на Дон пошли упреки патриарха Филарета, его угрозы отлучить Казаков от
Церкви за непослушание. В ответ на это, через два-три десятилетия, на Дону возникло стремление
освободиться от духовного давления Москвы, путем обособления в старообрядчество, религиозные
формы упраздненные патриархом Никоном. Большинство Казаков не приняло его церковные реформы.
Протест против них частично проя-вился в движении Разина. <Раскольниками> на Дону стали не только
рядовые массы, но и Войсковые атаманы, как выборные, Самуил Лаврентьев и Илья Зерщиков, так и
назначенный Даниил Ефремов При этом <Распространение раскола среди представителей казачьей
верхушки отражало ее стремление к сохранению старых церковных и политических порядков на Дону>
(А. П. Пронштейн. Земля Донская в XVIII в. Ростов н/Д. 1961). Из тех же источников пошло и
восстание Разина. Но так же как участие Казаков в Смуте, последнее было вмешательством во
внутренние дела Московии, а потому носило оттенки социальные и не нашло поддержки во
влиятельных общественных кругах Великого Войска Донского. Во всяком случае. Дон был ослаблен
разногласиями, позволил сторонникам Москвы схватить и выдать Разина, не считаясь с древним
обыкновением убежища, а в 1671 г., скрепя сердце, при-нужден был подчиниться требованиям царя и
сложил ему присягу. После этого Донская Земля еще сохраняла значительные автономные права, но
уже не могла вести суверенную внешнюю политику и непосредственно сноситься с Поляками, Немцами
и Турками. Однако это ограничение часто нарушалось атаманами. Так, самостоятельные
дипломатические сношения с Азовом и Крымом возобновлялись неоднократно до 1715 г.
К началу восемнадцатого века казачье Подонье было окружено московской оборонительной линией от
Астрахани до Бахмута; за-нимая Азов и построив Таганрог, Россия замкнула полное окружение. Мало
считавшийся со средствами и деятельный, император Петр I постановил закончить П. Д. В 1708 г., он
преодолел отчаянное сопротивление Казаков под атаманом Булавиным, принудил их сложить оружие,
зверски расправился с участниками восстания, отменял право выбирать атаманов и решать дела
всенародным собранием Кругов и в 1721 г. передал управление казачьими делами из Посольского
Приказа в Военную Коллегию. Окроенные со всех сторон и потерявшие миллион гектаров, земли
Казачьего Присуда вошли в расширившиеся границы Российской империи. Дон был завоеван, но
полностью не покорился. Было еще участие в восстании Е. И Пу гачева (1773-74), была попытка
вооруженного восстания в гг. 1792-94:, было пассивное сопротивление атаманов С. Ефремова, А. К.
Денисова, А. В. Иловайского, было громкое дело Грузиновых и т. д. Не помогло дружное наступление
на казачью душу всех военных, гражданских и научных кругов России. Им всем сообща удалось внести
в казачьи понятия много ложных представлений, но искоренить у Казаков память об особенных
исторических правах, искоренить сознание обособленности, не удалось. Поэтому после революции 1917
г. возродились Круги, провозглашена независимость, которая два года оборонялась в кровавой борьбе
от новой русской власти Советов. В 1920 г. Дон был снова завоеван, но в какой мере покорен, пока
неизвестно.
Более подробно об этом Вы можете самостоятельно почитать
в Казачьем энциклопедическом словаре-справочнике,
который можно бесплатно скачать.
А здесь приведена помощь о том,
как скачать бесплатно эту литературу .