Казацкий справочник
САЛТОВ ВЕРХНИЙ- селение на Донце восточнее города Харькова и на юг от Белгорода. В 1900 г.
учитель местной школы В.А. Бабенко обнаружил около С. Верхнего и раскопал несколько катакомбных
погребений с инвентарем особого типа. Ввиду того, что подобные памятники были обнаружены
несколько раньше и на Дону близ устья Тихой Сосны у дер. Маяки, в науке появился термин <Салтово-
маяцкая археологическая культура>.
Дальнейшие разведки и раскопки обнаружили: 1) что Салтово-маяцкая материальная культура
зародилась в первые века по р. Хр. на Сев. Кавказе в оседлых центрах Асаланского государства; 2) что
она в VI в. проявляется в болгарской Добрудже, т.е. тэм, где к тому времени обосновалась часть
смешанного населения Асалании, ушедшего с Гуннами в Европу, 3) что здесь она появилась в одном из
типов той же культуры в несколько более развившемся виде (Абоба, Плиск, Нови Пазар), 4) что
появление памятников той же культуры на Донце датируется VII! веком и по-видимому совпадает со
временем переселения с Дуная на север в Артану 208 тысяч Склавинов, которые со всем данным
состояли из б. Кавказских Славян, Черных Болгар и Асов-аланов. По Краткой истории
константинопольского патриарха Никифора, это произошло в 764 году и они поселились в Артане, что
по-тюркски значит <Задонщина>; 5) что, распространяясь дальше на север и восток, носители Салтово-
маяцкой культуры к началу IX в. появились на Дону и в Приазовье (И.И. Ляпушкин, Памятники
Салтово-маяцкой культуры). Таким образом, они обосновались в западных пределах Казара в самый
расцвет его государственной жизни; 6) что предметы этой культуры могли принадлежать и Сев.
Кавказским Славянам, никогда не подчинявшихся Киеву.
Новые поселенцы принесли с собой некоторые европейские навыки, а между ними неизменный
гончарный круг и кладку стен из правильно обтесанных блоков камня.
В 965 г. Казар пал под ударами войск киевского князя Святослава. От этого времени в районах
распространения Салтово-маяцкой культуры на Донце и на Дону остались развалины 12 крепостей и
замков, а также пожарища двух сотен укрепленных и неукрепленных селищ с разбросанными повсюду
трупами. Осталось также враждебное отношение по-донского населения к Киеву, нашедшее отражение
в разгроме Томаторканцами войск киевского князя Ярослава под Лиственом (1023 г.) и в выступлении
Бродников по стороне Татар в 1223 г. (см. Калка).
Однако разрушение всех этих поселений не означает, что в них погибло и все население. Без следа
исчезли только Чернью Болгары, Ясов же (Асов-аланов) и Подонских Славян (Бродников) источники
упоминают и после X века. Через 16 лет после падения Казара персидская география Гудуд ал Алэм
указывает Бродников на Среднем Дону между Хопром и Волгой. Вместе с тем, политические перемены,
разрушение прежних центров, появление Русов-киевлян, преобладающее значение киевского рынка,
послужили причиной почти полного исчезновения в жизни Подонья предметов Салтово-маяцкой
материальной культуры.
Литература: М.И. Артамонов. История Хазар, Ленинград, 1962; М.И. Артамонов. Саркел -Белая Вежа,
Труды Волго-Донской археологической комиссии т. I, МИА 62; И.И. Ляпушкин. Памятники Салтово-
маяцкой культуры, там же; С.А. Плетнева. От кочевий к городам (Салтово-маяцкая культура), Москва
1967; Г. Губарев. Предки наших предков, <Казак>, №№ 66, 68, 71, 74, Париж. 1962-1963. '
Более подробно об этом Вы можете самостоятельно почитать
в Казачьем энциклопедическом словаре-справочнике,
который можно бесплатно скачать.
А здесь приведена помощь о том,
как скачать бесплатно эту литературу .