Казацкий справочник
САРЫ-АЗМАН- название казачьего племени, возвратившегося на Дон с московских окраин ок. 1549 г.
В этом году нагайский князь Юсуф жаловался Ивану Грозному: <Холопи твои, нЬхто Сары Азман
словет, на Дону в трех и четырех мЪстех городы послали... да наших послов... и людей стерегут да
разбивают>. А царь на это отвечал: <А что еси писал, наши холопи Сары Азман ваших гостей побили, и
те наши холопи в нашей землЪ много лиха учинили и мы их просто вегтЬ ... убЪжали в поле>
Существует также мнение, что С. А. имя казачьего вождя, недавнего царского холопа (подданного,
слуги). Так думали Н.М. Карамзин и Н.Д. Сухоруков. Но из приведенных выше отрывков с
неоспоримой очевидностью следует, что речь в актах идет не об одном каком-нибудь атамане, а о
крупной группе Казаков, которые <городы поделали... людей стерегут да разбивают>; или, как в другой
грамоте: наши холопи Сары Азман... лихо учинили... убЬжали в Поле>.
Для нашего времени неопределенно выглядит только сочетание: <Нехто Сары Азман словет.., городы
поделали>. Но в русских летописях тоже встречаются случаи, когда племенные прозвища не
согласуются с глаголами-сказуемыми. Например, в Ипатьевской летописи о нескольких степных
племенах казачьих предков говорится: <Черный Клобоук нами лестить, а не можем <стати противу им>
или в другом месте: <Черный же Клобук весь (ед.), съ въ купившеся, ехаша (мн.) по них>. У Казаков-
Некрасовцев до сих пор сохраняется значение множественности для имен существительных
собирательных, а потому у них единственное число подлежащего часто согласуется со множественным
числом сказуемого: <бригада поехали>, <турецкий ташамент (отряд войска) рассыпались кто куда>
(М.А. Полторацкая).
Таким образом, грамота Ивана Грозного совершенно отчетливо говорит о крупной племенной группе
Казаков, недавно порвавших служебные отношения с московским царем. Перевод татарской грамоты
Юсуфа говорит о том же и не должен вызывать сомнений, т.к. находит свое оправдание в древних
формах летописной речи. А к тому же имя Азы (Асы, Ясы) и производное от него - Азман не было
новым на Донце и на Дону. Оно известно и по старой топонимике в сочетаниях Аскоал (теперь Оскол),
Акас (тюрк. - Белый Ас), название старого города вблизи Донецкого устья, а также и в современной:
Азов, Азовское море.
Возвратившись на Дон, племя С. А. послужило основным ядром населения образовавшейся там вскоре
казачьей республики.
Более подробно об этом Вы можете самостоятельно почитать
в Казачьем энциклопедическом словаре-справочнике,
который можно бесплатно скачать.
А здесь приведена помощь о том,
как скачать бесплатно эту литературу .