Казацкий справочник
СКОВОРОДА Григорий Саввич- родился весной 1722 г. в семье Казака-хлебороба из местечка
Чернухи, Лохвицкого уезда, Полтавской губ.; поэт и религиозный философ.
Местной дьячок обучил его грамоте, а на семнадцатом году отец послал его учиться в Киевскую
академию. После двух лет обучения его отправили в Петербург, певчим придворного хора, который
организовал Алексей Разумовский. В 1744 г. С. получил разрешение возвратиться в академию со
званием <придворного уставщика>. Здесь он оставался еще четыре года и хотя не закончил ее высших
классов, все же основательно изучил философию и языки греческий, латинский и немецкий. Благодаря
этим знаниям и придворному званию, он попал в штаты миссии полковника Вишневского, который ехал
в Венгрию по делам императорского двора.
Трехлетнее пребывание за границей дало ему возможность побывать в Вене, Будапеште и в некоторых
городах Словакии. Там он ознакомился с религиозными и социальными идеями, господствовавшими на
Западе. Его выводы оказались не в пользу этих идей и он возвратился домой <по образу пешего
хождения>.
В 1753 г. образованный и просвещенный путешествиями философ получил предложение преподавать
поэтику и Переяславской семинарии. В связи с этим он написал <Руководство о поэзии>, где защищал
новую по тому времени теорию тонического стихосложения. Однако, вскоре он не поладил с
консервативным ректором-схоластиком, покинул семинарию и около пяти лет был воспитателем сына у
богатого и гордого помещика Томары.
От 1759 г. С. преподавал в Харьковской коллегии поэтику, синтаксис и греческий язык. Но и здесь он
оказался чуждым по духу для всех преподавателей и начальства. Не прощали ему его вегетарианства,
т.к. он не ел ни мяса ни рыбы, ничего, в чем чувствовал дыхание жизни; не прощали ему его убеждения,
что настоящее монашество не в рясе и монастырских стенах, а в истинном бескорыстии, полном
самоотречении в поисках славы Божией и пренебрежении славой людской; не прощали ему
утверждения, что сущность христианского учения заключается не в обрядах, а в праведной жизни и в
любви к ближним. Его даже обвиняли в еретических уклонениях от православных догматов.
В 1766 г. ему поручили преподавать <добронравие>, новый предмет, введенный в программу по наказу
Екатерины II. С. написал пособие для студентов: <Начальная дверь к христианскому добронравию для
молодого шляхетства Харьковской губернии>. Взгляды, высказанные в нем, вызвали целую бурю в
руководящих кругах преподавателей и ему пришлось навсегда оставить педагогическую деятельность.
С этого времени С. повел жизнь странствующего праведника. Он кочевал с места на место в губерниях
Полтавской, Харьковской, Воронежской, Курской и Орловской, где имел многих друзей, почитателей
его мудрости и учености. Подолгу проживал у знакомых помещиков, да и Казаки-селяне любили его
посещения, т.к. сложилось поверие, что <старец> приносит в дом счастье и успехи.
Все его имущество при этом заключалось в том, что было на нем да в мешке за спиной, где лежала
Библия и флейта. С. переходил от слободы к слободе, от имения к имению, сочинял стихи, песни и
музыку к ним, а задержавшись дольше у состоятельных знакомых, писал философские трактаты.
Пережитый им религиозный экстаз уверил его в правильности избранного пути служения Богу:
<Мгновенно, - описывал он, - излияние некое сладчайшее наполнило душу мою, от которого вся
внутренняя моя возгорелась огнем и казалось, что в жилах моих пламенное течение кругообращалось>.
<Весь мир исчез передо мною; одно чувство любви, благонадежности, спокойствия, вечности оживляло
существование мое>. <Я проник в себя, ощутив аки сыновнее любви уверение, и с того часа посвятил
себя на сыновнее повиновение Духу Божию>.
С. умер на 73-м году жизни у помещика Ковалевского в имении Пан-Ивановка, между Харьковом и
Белгородом, 29 октября 1794 года.
С. был казачьим поэтом и религиозным философом. Он руководствовался учением Христа, не желая
принимать блага, которые ему сулила жизнь, а предпочитал жить, по завету Спасителя, <как птицы
небесные>, в бедности, ближе к природе при полной свободе духа и независимости мысли. Его
житейская философия на сто лет предупредила миросозерцание Л.Н. Толстого, который все же не сумел
сочетать его с личной жизнью, как это сделал казачий мудрец.
Философские трактаты и стихи С. писал: на языке, принятом в киевских и харьковских научных кругах
так же, как в частной жизни большинства казачьей шляхты-. В строках его творений еще много
оборотов Литовского Статута и остатков словарного запаса из Лексикона Памвы Беринды.
При жизни Григория Саввича С-ды ни одна вещь, им написанная, не попала в печать. Часть из них
увидела свет много позднее. Только в сотую годовщину его смерти Харьковское Общество Любителей
Российского слова издало почти полное собрание его произведений (по данным брошюры А. Котович,
Григорий Саввич Сковорода, Нью-Йорк, 1955).
Более подробно об этом Вы можете самостоятельно почитать
в Казачьем энциклопедическом словаре-справочнике,
который можно бесплатно скачать.
А здесь приведена помощь о том,
как скачать бесплатно эту литературу .