Казацкий справочник
СОСЛОВИЯ- утвержденный государственным правом класс жителей, отличающихся от другой части
населения страны родом деятельности и гражданским состоянием (сословными правами). С. образуются
в границах государства, как неизбежный фактор общественного развития в соответственную эпоху
социальной эволюции. В России до революции 1917 г. различалось пять основных Сословий:
дворянство, духовенство, купечество, мещанство и крестьянство. В СССР, по мнению некоторых
правоведов, члены коммунистической партии тоже составляют замкнутое сословие,
привилегированный класс, в отличие от покорных масс беспартийного населения. Прием в партию мало
отличается от <верстания> в дети боярские, помещики и дворяне, практиковавшегося в Московском
государстве.
Общественная структура казачьих предков Удзов, Торков, Берендеев, Бродников и других племен еще
не изучена. Известно только, что у них были свои князья, а значит существовали и охранители власти,
дружинники, пользовавшиеся особыми правами. Такая же дружина из местных жителей Казаров-
Касаков имелась в X веке у князя Мстислава Храброго в его казачьей Томаторкани. Подобно этому и в
Запорожской республике <знатные войсковые товарищи> имели отчетливо классовый облик, хотя они
получали это звание волею самого народа, в награду за боевые заслуги. Из их среды Казаки чаще всего
выбирали своих атаманов и командиров. Войсковые товарищи противопоставлялись казачьему
<поспольству>, которое часто именовалось <чернью>, по аналогии с пчелиным роем. Там же, как и в
Гетманщине, путем личной инициативы выделялись зачатки других сословий: Казаки-мещане,
ремесленники, купцы, земледельцы. Они безусловно не были равны экономически, обладали
различными правами и по разному влияли на общественную жизнь края. Из них те, которые проживали
в смешанных украинско-казачьих городских общинах, подчинялись не войтам и бурмистрам, а своим
выборным атаманам. И в то время как мещане из Украинцев имели первой судебной инстанцией войта,
Казаки-мещане по небольшим преступлениям подлегали суду своих <городовых атаманов>.
Вскоре после возвращения на Дон, там выделилась отдельная группа Казаков-пионеров: <старые>,
<домовитые>, отстаивавшие свои политические и экономические преимущества от покушения на них
бесхозяйственных Казаков-новоприходцев, <голутвенных>, возвращавшихся на родную реку с большим
опозданием.
Такие же зародыши сословного деления возникали и в других полукочевых казачьих общинах. Но
повсюду Народные Собрания, Круги и Рады, руководствуясь обычным правом, препятствовали
развитию их в истинные С. Служилые Казаки, покинув Русь и возвратившись на свои реки, теряли
звания детей боярских и дворян, полученные ими во время службы царям.
С. регламентировались у Казаков только после того, как их земли попали под контроль соседних
государей, без различия были ли то золотоордынекие ханы, короли польско-литовские или цари
московские. Каждый государь неизменно старался приобрести среди Казаков <своих людей>, жалуя
особенно лиц наиболее у них авторитетных, атаманов и выборных старшин. Именно из них Указы и
Правилен создавали прослойку беев, дворян и шляхты, в то время как рядовые массы все больше
закабалялись дополнительными обязанностями и теряли возможность распоряжаться своими судьбами.
Среди Казаков и на казачьей земле появляются узаконенные <лучшие люди>, небольшое число крупных
помещиков и множество хуторян, землевладельцев <милостиго государя>; Казаки-купцы приобретают
сословный статус <торговых Казаков>, остальным станичникам предоставлялось положение
земледельцев и рядовых с правом тоже выйти в <лучшие люди>, при образовании превышающем
общий уровень или при исключительной военной доблести.
Так закрепилось у Казаков три основных С-вия: первое, огромное большинство населения, свободные
землепашцы; второе, чиновно-служилое дворянство; третье, купцы, торговые Казаки. Духовенство тоже
составляло отдельное С-вие, но оно с годами перестало быть чисто-казачьим, т.к. все больше
насыщалось иногородними служителями Православной Церкви. Для казачьих народных масс появление
своей шляхты и дворянства стало печальной необходимостью. Служба престолам обратилась в
доходный и приятный долг только для привилегированного сословия, народ же должен был выполнять
все больше различных повинностей, связанных с непременной военной службой и стоивших каждой
семье много денег.
Малокультурные дворяне часто пользовались своим старшинским положением. Иные из них, особенно
в XVIII столетии, беззастенчиво притесняли рядовых станичников. Но с укреплением правовых норм и
с общим развитием образования, злоупотребления стали менее возможными. Злонамеренные старшины
ставились под действительный контроль; дворянство проживало свои состояния, становилось
экономически ниже торговых людей и даже многих хозяйственных станичников. Антонио де Романо,
посетивший Дон в начале XIX в., писал, что там среди наемных рабочих <нередко можно встретить
казачьих офицеров> и он сам <видел даже майора в числе работников у одного урядника, владельца
невода> (А.П. Пронштейн, Земля Донская в XVIII веке. Ростов н/Дону 1961).
Казаки смирились с существованием классовых различий, полагая, что в благоустроенном обществе
сословного деления избежать невозможно. Благодаря этому, после революции 1917 г., пропаганда
ленинцев нашла сочувствие лишь у незначительной части казачьего населения империи и классовых
антагонизмов в нем не пробудила.
Более подробно об этом Вы можете самостоятельно почитать
в Казачьем энциклопедическом словаре-справочнике,
который можно бесплатно скачать.
А здесь приведена помощь о том,
как скачать бесплатно эту литературу .