Казацкий справочник
СТАНИЦА- в первоначальном значении отряд конной разведки на степных рубежах Московии.
Термин С. появляется в исторических памятниках XVI в., как название казачьих служилых отрядов,
следивших за татарской степью на окраинах в. князя московского> <чтобы украинам было бережней>.
Но, вероятно, их служба началась уже в XV в., вскоре после того, как Татары изгнали Казаков с Дона и
в южных городах Сев.-Восточной Руси появились служилые Казаки: Кадры каждой С-цы выделялись из
казачьих городовых общин на основах кровного родства или хотя бы свойства, но отрицать
возможность пополнения С-ц и другими казачьими беженцами нет данных. Во всяком случае,
некоторые из них сохраняли до наших дней свои родовые названия, особенно на Дону (Аржановская,
Качалинская, Каргальская, Григорьевская, Мелиховская и др.).
За разведывательную службу в Старом Поле служилые С-цы получали условленное вознаграждение;
общины же их приобретали название того города, где были поселены (А.В. Чернов. Вооруженные силы
Русского государства в XV-XVII вв. Москва, 1954).
С-цы выходили на Поле начиная от 1 апреля со своими атаманами, которых Русские называли
головами. Они сменялись поочередно все лето и осень до того времени, пока степи не покрывались
глубоким снегом и исчезала возможность неожиданного нападения ордынцев. Если С. обнаруживала
приближение Татар, она должна была сразу уведомить об этом соседние <сторожи> (см.) и свой
сборный пункт - город. После этого станичники уходили с пути противника и, оставаясь на его флангах,
старались определить численность его войска.
Особый устав или <Книга> указывал, <на которых местах и урочищах на Поле, на крымских и на
нагайских сакмах стояти на сторожах станичным головам, и вожам; и станичникам бережения от
прихода воинских людей>. Тот же устав предусматривал места стоянки дозорных станиц, назначение
которых - контроль сторожевой службы.
Во время Смуты С-цы обращались в боевые единицы. Станицами же Казаки возвращались после нее на
свое Старое Поле. К этому времени, т.е. к началу XVII в. русская граница продвинулась по Донцу
далеко на юг, а Дон занимали дружественные Москве Казаки. Поэтому исчезла необходимость охраны
прежних рубежей. Городовые Казаки и их станицы потеряли в связи этим службу. В своей
значительной части они переселились на водные реки Дон, Терек, Яик и там слово С. приняло иной
смысл, так стали называть поселения, которые прежде считались городками. Но вместе с тем в
некоторых городках поселились по две и больше станичных общин. Например, в Старом городе
Черкасском, по словам Ригельмана (XVIII в.), <в самом нутре города находится шесть станиц:
Черкасских две, Павловская, Прибылянская, Средняя и Дурновская>. В тех случаях, когда в
новопоселенных станицах сильно было родовое начало, за ними сохранилось прежнее родовое
название, а если С. состояла из многих родов, для нее придумывали новое имя по честу поселения:
Усть-Хоперская, Усть-Медведицкая, Чирская, Цымлянская и т.п. Иногда возрождали старое татарское:
Курман Яр, Нагай, Бабей, Егорлык и др. От глубокой древности сохранились летописные Урюпино и
Сиротин. Надо полагать, по названия станиц по русским городам (Тульская, Воронежская, Рязанская)
принесли с собой на Кавказскую Линию остатки городовых Казаков, служивших еще в полках с
подобными названиями. Иногда Казаки получали и прозвища соответственно тем местам, из которых
они возвращались на Дон. Так возникли казачьи фамилии: Мордвинцевы, Черемисиновы,
Черкасовы,Тульцевы, Костромины, Казанцевы.
Ввиду того, что Служилые Казаки два-три века размещались на различных окраинах Се в.-Восточной
Руси, станицы принесли на свои реки неодинаковые диалекты. Напр., верховые С-цы на Дону принесли
в Хоперский округ однообразный тамбовский диалект, в то время как С-цы Усть-Медведицкая и
Второго Донского округов до сих пор пользуются не менее однообразным орловско-курским
диалектом. Произошло это потому, что Казаки возвращались на Дон не по одиночке, пестрым сбродом
со всей Руси, а организованными и крупными общинами, сохраняя и некоторые реликты прежней
казачьей речи.
С. нашего времени - оседлое казачье поселение с установленными границами его земельного юрта.
Иногда на отдельные участки станичного юрта переселялось несколько семейств, основывая новые
поселки и хутора. Хутора эти не разрывали связей со своей станицей, считались ее частью. Вообще,
благодаря племенному однообразию, родственным связям, равенству в правах, одинаковым
социальным и экономическим условиям, жители С-цы составляли как бы одну солидарную семью.
Более подробно об этом Вы можете самостоятельно почитать
в Казачьем энциклопедическом словаре-справочнике,
который можно бесплатно скачать.
А здесь приведена помощь о том,
как скачать бесплатно эту литературу .