Казацкий справочник
СТАРООБРЯДЦЫ- часть православных христиан, отошедшая от господствующей в России Церкви
после реформ московского патриарха Никона. В1654 г. его волею были изменены обрядовые формы,
утвержденные ранее не только обычаем, но и Соборами епископов. Были также исправлены некоторые
места старинных богослужебных книг. Запрещалось привычное двуперстие в крестном знамении,
хождение <посолонь> во время богослужений, <сугубое аллилуя>, начертание имени Христова - Исус (а
не Иисус) и другие обрядовые обыкновения. Принудительное внедрение этих новшеств вызвало
открытое неповиновение церковным властям. Начался <Раскол>. В дело вмешались и власти
гражданские со всеми средствами принуждения, принятыми в то время, а это еще больше возмущало
приверженцев старого обряда. <Где тот апостол, который приводит к Церкви кнутом, огнем и
висилицей!?> - провозглашал горячий противник реформ, протопоп Аввакум. За упорное
сопротивление реформам сожгли на костре коломенского епископа Павла, протопопов Никиту (по
прозвищу - Пустосвят) и Аввакума. Последний в свой смертный час поднял с огненного сруба вверх
двуперстие и вскричал: <Пусть будет проклята на веки веков казнь смертию за веру, за свободу
душевную!> Погибли на кострах и другие четыре священника, которым предварительно вырвали
языки..
На далеком севере, в Соловецком монастыре, тоже не приняли нововведений патриарха Никона. Там на
волостях тогда еще проживало немало Казаков, и в годы <Раскола> монастырь посетил Степан Разин.
Возможно, что идеалы своей борьбы он принес именно оттуда. Непокорному монастырю пришлось
выдержать почти 8-летнюю осаду (1668-1676). На его высоких стенах стояло до 90 пушек, запасов
продовольствия собрано было на несколько лет, на помощь к монахам пришло свыше 500 человек
разного люда, в том числе и <воровские Казаки>. Московские войска окружили монастырь со всех
сторон и брали его измором. Когда, наконец, голод заставил его сдаться, победители передушили
монахов в петлях, а других участников сопротивления разослали на покаяние по отдаленным обителям,
пообрезав им сначала носы и уши.
В 1682 г. Московский Собор епископов принял постановление об искоренении <Раскола> и
преследовании всех приверженцев старого обряда.
В то время на Дону большая часть населения не приняла <никонианскую ересь>. Казаки открыто
заявляли свой протест, причем <на первых порах руководство движением захватила группа старшин и
богатых Казаков, которые не желали смириться с уничтожением политической независимости Войска
Донского> (Пронштейн). В Войсковые атаманы часто избирались Старообрядцы. Такими были:
Самойла Лаврентьев, Илья Зерщиков и Петр Емельянов. Но русское правительство, при помощи
царских милостей и <жалования> сумело привлечь на свою сторону остальных влиятельных старшин,
во главе с кандидатом в новые Войсковые атаманы Фролом Миняевым. Сторонникам Москвы удалось
добиться его выбора, осуждения <Раскола> на Войсковом Круге и выдачи русским властям главного
проповедника <древней веры благочестия> Козьмы Косого. Самойле Лаврентьеву пришлось <покиня
атаманство ухорониться>.
Новый атаман Миняев, отыскав его, тоже отправил в Москву, вместе с другими проповедниками и
упорными Старообрядцами. Их там казнили 10 мая 1688 г.
Но вместе с тем Миняев чувствовал шаткость своего положения. Он доносил в Москву, что сам не
сможет справиться с раскольниками, если не принять нужных мер, на Дону повторится <воровство, как
при Стеньке Разине>. Русское правительство поняло, какие меры имеет в виду атаман и послало ему на
помощь сильное войско. Городки и обители, где укрывались наиболее упорные С-цы, были
уничтожены. Главный их центр, Заполянский городок, солдаты взяли после пятимесячной осады и
защитников его перебили. Всех Казаков снова привели к присяге, а не смирившихся казнили на месте
или отсылали для этого в Черкасск, Царицын и Москву.
В результате всех этих зверств, весною 1688 г. на реке Кума появились беженцы с Дона. Туда же за
турецкую границу позднее ушло много больше С-цев.
Но <Раскол> среди Донцов искоренить так и не удалось. <Истинное благочестие> стало одним из
вдохновляющих лозунгов при восстании К. Булавина. Пользовался им и Е.И. Пугачев. Несмотря на
зверские казни и суровые мероприятия в станицах покоренного Дона до наших дней сохранялись
крупные общины С-цев.
Борьбу со <староверами> церковные и гражданские власти вели вплоть до революции 1917г., после чего
началось гонение на всякую веру. С-цы особенно преследовались в царствование императора Николая I,
но и при его сыне - Царе-Освободителе Александре II их участь также заслуживала сожаления. О том
как это происходило на Урале, сообщалось в заграничном журнале <Общее Вече>, №1 от 15 июля 1862
г., статья <Уральское Дело>: <В начале 1859 г., когда Сергиевский и Бударинский скиты приняли
Единоверие и когда Синоду было доложено, будто этого хочет и все Уральское Казачье Войско, Синод
велел обратить особенное внимание на старообрядческих попов, учителей и уставщиков. Обер-
прокурор, по соглашению с членами Синода, полагая необходимейшей мерой для разрушения всех
замыслов означенных вредных людей немедленное удаление их без огласки из Края, обращался к
Военному Министру с просьбой об испрошении Высочайшего разрешения на то, чтобы по особому
личному к генерал-адъютанту Катенину и генерал-майору Столыпину доверию Его Величества, впредь
до особого повеления и в виде особого исключения, даровано было им право -людей, препятствующих
им в уничтожении раскола, несмотря на чин и звание, хотя бы то были люди Войскового сословия, -
немедленно высылать: Столыпину - из Войска в Оренбург, а Катенину - из Оренбурга в отдаленные
губернии, по своему усмотрению. На это император Александр наложил резолюцию собственноручно:
<Согласен, но единственно по делам о расколе>.
Мы слышали, что это зверское поведение Государя исполнялось, но, к сожалению, не знаем
подробностей, которые очень хорошо было бы напечатать для общего сведения. Дело в том, что Казаки
просили свободы Старообрядчеству. Вместо этого им дали Единоверие, причем наследник, для
возбуждения их усердия, послал им какой-то старинный образ. Казаки не поддались, Единоверия не
приняли и теперь дело дошло до того, что Столыпин уехал в Петербург, а на Урал послан Иосиф
Железное - что-то он сделает? МУДРЕНО ТОЛЬКО, ЧТОБЫ <КАЗАКИ СДАЛИСЬ. ЭТО НЕ
МУЖИКИ, КОТОРЫМИ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРИВЫКЛО ПОМЫКАТЬ, КАК УГОДНО>.
Наряду с этим и в то же время дело обстояло совсем иначе там, где начальником был Казак, генерал-
лейтенант Яков Петрович Бакланов. Сохранился подписанный им документ: <Управление военного
начальника Августовского отдела Октября 27 дня 1863 № 4228/ 63, г. Сувалки
Свидетельство
Сим удостоверяю с приложением казенной печати, что поселенным в Августовской губернии и того же
уезда старообрядцам разрешено мной восстановить, перестроивать и поправлять разрушенные
молитвенные домы их во всех деревнях.
Вследствие сего предписывается всем военным и гражданским начальствам не чинить им в том
препятствий.
Военный начальник.
Генерал-лейтенант Бакланов
И.Д. Помощника,
Штабс-капитан Жеванов>.
В казачьих обществах С. распространенная религиозная группа. Кое-как Казакам удавалось оставаться
при особом мнении, отказываться от исправленных книг и от духовенства, назначенного из Москвы. По
их понятиям <Никонианство> было возвращением к язычеству, <в еллинскую веру>, и многие восстания
против России питались именно приверженностью к старому обряду. Церковные реформы стали
признаваться Казаками только после окончательного покорения, но среди них и в начале нашего века
было еще много убежденных старообрядцев. Как общественная группа, на долю которой выпало много
притеснений, С. воспитали в себе твердое сознание своей правоты и готовность принести за веру любые
жертвы.
Особенно крепко Старая Вера держалась в эмиграции у Некрасовцев и на р. Урале, далеко от русских
правительственных центров. Там благочестие древней веры накладывало свой отпечаток на весь быт С-
цев, сохранивших основной тип положительного, работящего и хозяйственного Казака, оберегающего
во всей чистоте и нерушимости каждую мелочь старинных казачьих обыкновений. Между
исповедниками старообрядчества по всей России они славились благочестием и стойкостью в делах
веры, восхвалялись за отказ принять белокриницких и единоверческих пастырей. Центрами и
хранителями религиозных устоев служили скиты-монастыри, а из них особенно значительным считался
скит, названный Сергиевским в честь старца Сергия, скрывшегося к Уральцам во время гонений на
<раскольников>. Казаки почитали своего старца святым и верили каждому его учительскому слову.
Скит был построен в 1752 г. между истоками рек Бузулук и Чаган, 140 км от Уральска и вблизи уметов
(хуторов) Гниловского и Соболева. Вскоре после основания он имел уже свою мельницу, а братия вела
обширное хозяйство в поле, развела сады и огороды. В монастыре был введен строгий устав Феодора
Студийского; церковная служба начиналась в 2 часа ночи и продолжалась до 7 часов утра; потом шел
отдых и трудовой день с перерывом на обед, во время которого один из старцев читал по Четьи-Минеям
положенное на тот день житие одного из христианских святых. Вечерняя служба кончалась к семи
часам, после чего следовал ужин и братия отправлялась на покой. Ворота не запирались ни днем ни
ночью, не выставлялось никаких караульщиков, всякого прохожего и проезжего принимали как
желанного гостя.
Старцы носили особое монашеское одеяние; его составляли: 1) длинная суконная рубаха, одетая на
голое тело; 2) мантия, пелерина синего сукна, где синий цвет означал небесное происхождение Иисуса
Христа; 3) кокор или большой покров от шеи до пояса, черного сукна с красным кантом -символом
окровавленных одежд Христа; 4) скуфья, сшитая из четырех клинов и обложенная у основания
войлочным <обручиком>, означавших четырех евангелистов и венец Христов; 5) обычная
принадлежность - четки из кожи, лестовка, оружие против мирских соблазнов.
Здесь же в лесах Среднего Сырта находились Гниловский и Садовский женские монастыри, где
Казачки-девушки до замужества обучались <всему житейскому на потребу>, грамоте, пению и
сокровенному смыслу церковной службы. Недалеко от монастырей проживали на покое в своих
хуторах отставные старшины, влиятельные особы уральского общества из семей Акутиных, Донсковых,
Бурениных и др. Придерживаясь старины, эти лица всемерно обороняли скиты от произвола русских
чиновников, которым все же иногда удавалось в служебном рвении произвести опустошения и
разгромы этих тихих пристанищ и духовных центров Уральских Казаков.
Пользовались известностью такие мужские монастыри в уметах Красном и Бударинском.
Благодаря строгому образу жизни старцев, в станицах и селах их встречали ласково и почтительно, как
угодных Богу посланников. Поэтому их влияния распространялись за пределы церковных интересов и
находили отражение в личной, семейной и общественной жизни Казаков.
В 1800 г.. в целях искоренения <раскола>, были обнародованы Правила Единоверия, на основании
которых старообрядческие общины могли выполнять все предписания древнего благочестия и
пользоваться дониконианскими богослужебными книгами в том случае, если они согласятся принять на
приходы священников, присланных православными епископами. Уральцы единоверия не приняли.
Тогда русские единоверцы послали на Урал из Москвы с увещеваниями владыку Софрония,
предполагая в нем будущего уральского епископа. Посольство не принесло желаемых результатов, а
старцы Сергиевского скита не приняли Софрония <достодолжно>. Но все же игумен скита Израил
склонился на его увещания и принял из его рук сан иеромонаха. После этого Софроний уехал, а старцы
осудили действия Израила, сместили его с поста игумена и отправили на покаяние в Бударинский
монастырь, под начало строгого игумена Игнатия. Израил добился там популярности, братия признала
его сан иеромонаха и поставила игуменом вместо нелюбимого Игнатия. При содействии Израила
Единоверие стало распространяться по всей земле Уральских Казаков. (По данным из книг: Н.И.
Костомаров. Русская история в жизнеописаниях, т. 2, изд. Вестник Знания; А.П. Пронштейн. Земля
Донская в XVIII в., Ростов н/Дону, 1961; П. Юдин. В Сыртовских дебрях, журнал <Русская Старина>,
1896, т.I; Н.Н. Воробьев. О Казаках-Некрасовцах, журнал <Родимый Край>, №67, Париж, 1966).
Более подробно об этом Вы можете самостоятельно почитать
в Казачьем энциклопедическом словаре-справочнике,
который можно бесплатно скачать.
А здесь приведена помощь о том,
как скачать бесплатно эту литературу .