Казацкий справочник
СТАРОЧЕРКАССКАЯ (дон.)- станица на берегу Дона в 60 км от Азовского моря, прежде - Черкасский
город (см.), где когда-то помещался центр управления Землею Донских Казаков. После того, как
Войсковой Стан в 1806 г. перешел в Новочеркасск, в С. станицу обратились остатки четырех прежних
станичных поселений: двух Черкасских, Среднего и Павловского.
С. станица расположена на низменном острове и весною почти полностью заливается донским
разливом. Население занималось преимущественно огородничеством и рыболовством.
До 1920 г. сохранялось еще много остатков былого величия этого Старого Города. В центре станицы
возвышался огромный собор во имя Воскресения Христова. В 1650 г. он был первоначально выстроен
из дерева, но после пожара, на том же месте в 1706-1719 гг. Казаки воздвигли каменный, который стоит
до сих пор. Это девятиглавый храм, схожий по стилю с церковью Покрова Пресвятой Богородицы в
Никополе. Он построен на одном из наиболее возвышенных мест и вознесен на мощном фундаменте,
внутри которого оставлены обширные подвальные помещения. Широкая лестница, паперть и весь пол
собора выложены тяжелыми чугунными плитами. Каменная колокольня стоит отдельно. Внутренняя
отделка храма была выполнена особенно богато; девятиярусный иконостас покрывало множество икон
старинного письма в дорогих ризах, серебряных, золоченых, шитых жемчугом и украшенных
драгоценными камнями. Царские врата и врата притворов были литы из чистого серебра,
художественной работы, весом почти в полтонны. Серебряными литыми плитами был окован и
престол. Дарохранительница и церковная утварь вся была серебряная и золотая с эмалевыми
медальонами, осыпанными бриллиантами. В ризнице помещалась богатая библиотека рукописных и
старопечатных книг, а рядом с алтарем в глухой каменной камере-сейфе когда-то 200 лет хранились
донские <клейноды>: архивы и регалии, т.е. грамоты, особо ценные документы, знамена, бунчуки,
перначи, насеки и т.п. У входа в храм с левой стороны на стене висели цепи, а которые будто бы, был
закован Степан Разин. На соборной площади лежали огромное коромысло от весов и железные ворота
из 4 створок. Выяснено, что они вывезены при сдаче Азова в 1642 г.
Еще в стенах старой крепости, на месте сгоревшей старой церкви (от 1602 г.) Казаки в 1751 г. воздвигли
новый храм апостолов Петра и Павла, а на кладбище <Ратницкую> церковь Преображения Господня.
Кроме них сохранялся Ефремовский женский монастырь с церковью, оконченной в 1761 году, и много
старинных частных домов. Эти дома все были одного типа: квадратные в плане, двухэтажные, в стиле
барокко. Чрезвычайно толстые стены, особенно нижнего этажа, лестницы на верхний этаж - снаружи
дома; печи голландские, выдвинутые в комнаты, выложенные кафлями с цветами, орнаментами и
человеческими фигурами. На окнах снаружи - массивные железные решетки. Двери и ставни также
железные, кованые. Высокая железная четырехскатная крыша.
Каждый такой черкасский дом выглядел фортом или замком, где более состоятельные или
<заслуженные> Казаки берегли свои богатства, а в случае нужды защищались от неожиданных
нападений Татар или укрывались во время внутренних народных возмущений. Когда-то из такого дома
до последнего заряда отстреливался и Кондратий Булавин.
Все остальные дома в С. станице - типичные казачьи курени, квадратные дома на высоком фундаменте
с четырехскатной крышей, часто двухэтажные с каменным нижним и деревянным верхним этажами;
перед входом крыльцо-рундук и по бокам от него <галдарейка>, опоясывавшая весь дом на уровне
первого или второго этажа; лестница на второй этаж снаружи. Обычно наверху жили, а внизу сохраняли
хозяйственный инвентарь, сети и т.п. У старообрядцев иногда внизу помещалась моленная. Большая
полая вода заливала почти всю эту <Донскую Венецию> и часто подходила под самые двери домов;
"поэтому для построек пользовались каждой возвышенностью - <юром> и ставили дома, не считаясь с
направлением фасадов. Во время пяти-шестинедельных разливов сообщение внутри станицы
поддерживалось на лодках или по высоким мостам, которые соединяли окраины с центром, церквами,
рынком, Правлением и кладбищем.
Кладбище, где стояла <Ратницкая> церковь, было покрыто прекрасными памятниками-каплицами,
мавзолеями, голубцами, мраморными и чугунными плитами. Тут находились усыпальницы знаменитых
родов, известных по истории Дона: Ефремовых, Краснощековых, Малчевских, Иловайских, Паздеевых,
Машлыкиных, Грековых и других, тут же были могилы знаменитых атаманов XVII в. - Наума
Васильева, Иосифа Петрова и атамана при походах Петра I на Азов - Фрола Минаева. Тут же на
кладбище отправлялся старинный и трогательный обряд. Выступая в поход или на службу, служивые
собирались на кладбище возле Ратницкой церкви <в полной боевой>, служили панихиду по умершим и
погибшим на войне, затем прощались <на гробках> с умершими родителями и родственниками и брали
с их могил щепотки земли, которую зашивали в ладонки и вешали на грудь. Если Казак погибал на
чужбине и его хоронили в чужой стране, то на нем лежала горсть родной земли.
Но вот после революции и трехлетней вооруженной борьбы на Дону в 1920 г. установилась новая
русская власть победителей-большевиков; для С. станицы она оказалась полностью роковой. Старый
город опустел, из 13 тысяч душ его населения в 1939 году здесь осталась всего третья часть с очень
высоким процентом иногородних. В казачьей части преобладали старики, инвалиды, женщины и дети.
Из жителей станицы было образовано три колхоза - два огородных и один рыболовецкий. При новой
власти большая часть казачьих куреней потеряла своих хозяев; дома постепенно разрушались и
растаскивались. Одновременно с этим происходило систематическое ограбление, разбазаривание и
уничтожение исторических памятников; в порядке <изъятия ценностей> у храмов отобрана вся
драгоценная утварь, с икон содраны серебряные и жемчужные ризы, деревянная их часть, с
изображением старого письма так же, как и архивы, пошли на отопление квартир советских комиссаров,
древние книги растаскивались ими и продавались на ростовском рынке, могилы раскапывались и
грабились, церковные постройки, стильные дома, мавзолеи и надгробия разрушались и гибли. Старое
казачье поселение и центр прежней материальной и духовной культуры Донцов стал выглядеть так, как
будто над ним пронеслась черная туча варваров. {Выдержки из статьи: Проф. М.А. Миллер, Старый
город. <Казак>, №38, Париж, 1957).
Более подробно об этом Вы можете самостоятельно почитать
в Казачьем энциклопедическом словаре-справочнике,
который можно бесплатно скачать.
А здесь приведена помощь о том,
как скачать бесплатно эту литературу .