Казацкий справочник
СУРИКОВ Василий Иванович (енис.)- родился 12 января 1848 г. в г. Красноярске; гениальный
исторический живописец. Его предками были ранние выходцы с Дона, пришедшие в Сибирь с отрядом
Ермака Тимофеевича. Суриковы вспоминаются в числе основателей Красноярского городка, а Илья и
Петр С-вы ~ как участники в борьбе за сохранение в нем казачьего общественного строя, выразившейся
в бунте против произвола царских воевод Мирона Башковского и Семена Дурново. Не менее известны
от старых времен и казачьи предки матери С-ва Прасковьи Федоровны ур. Торгошиной.
Рос С. в небогатой, но культурной семье. Его отец и два дяди были офицерами; в их доме нередки были
серьезные книги и столичные журналы. Слышал от них молодой С. и о казачьем прошлом, а всю жизнь
Сибирских Казаков имел возможность наблюдать сам в непосредственной близости. Духовная связь с
нею сохранилась в нем навсегда.
Отец художника умер, когда ему было только 11 лет. Началось время малой материальной
обеспеченности. Из-за нужды он не смог окончить даже полного курса местной прогимназии. Надо
было помогать семье и он поступил на должность мелкого чиновника в Енисейское губернское
правление. Здесь молодого С-ва узнали как художника-самородка. Его рисунки находили в папках
деловых бумаг. Обнаружив их случайно, губернатор Замятин пришел от них в восхищение и тотчас же
переслал их образцы в Петербургскую Академию Художеств. Оттуда пришел ответ, что С. несомненно
обладает талантом, и что ему следовало бы учиться живописи. Но для этого нужны были деньги, а их
едва хватало и на жизнь. Помог делу сибирский золотопромышленник и меценат Кузнецов. Он снабдил
С~ва необходимыми средствами для учения и для проживания в столице, куда тот вскоре и отправился.
В Петербурге С-в попал в школу живописи и, пройдя ее трехгодичный курс в несколько месяцев, был
принят в Академию Художеств. В 1875 г. он ее окончил с золотой медалью. Сразу после этого ему дали
возможность работать при росписи стен новопостроенного в Москве храма Христа Спасителя,
взорванного большевиками.
С этого времени начинается и вдохновенная разработка давно задуманного и выношенного замысла,
воплотившегося потом в картине <Утро стрелецкой казни>.
В 1878 г. С. женился на француженке, родившейся в России. А так как по тем временам гениальность не
всегда приносила жизненные блага, молодым иногда приходилось перебиваться, кое-как справляясь с
нуждой. <в восемьдесят первом году летом, - рассказывал художник, - поехал я жить в деревню под
Москвой, в Перерву. Жили в избушке нищенской. Жена с детьми. В избушке темно и тесно. И выйти
нельзя - все лето дождь>. Зато здесь, в обстановке какой-то ссылки, осенила его идея картины
<Меньшиков в Березове>. В дальнейшие годы его кисти принадлежали не менее гениально задуманные
и выполненные полотна: <Боярыня Морозова>, <Покорение Сибири Ермаком>, <Переход Суворова
через Альпы>, <Степан Разин>, <Взятие снежного городка>, множество этюдов на тему <Красноярский
бунт>, которую ему не удалось выполнить так же, как начатую и незаконченную картину <Княгиня
Ольга встречает тело князя Игоря>.
В 1889 г. С. стал вдовцом.
Художественные критики и биографы С-ва находят истоки его творческих идей в жизнеописании
<красноярского Казака Василия Сурикова>, а в темах выполненных им полотен примечают отсветы его
казачьего происхождения, его казачьего воспитания. Так или иначе, С-ва влекут к себе те темы, где дух
торжествует над материей. Внимание художника сосредоточено на людях могучей воли, людях
отважных, непокорных, глубоко верящих в свою правоту, которым не страшны ни пытки, ни смерть.
Эти свойства он обнаруживает и в казачьих героях, и поэтому изображает их. Не раз писал Казаков и с
натуры. <Помните, - рассказывал он, - у меня там стрелец с черной бородой, <как агнец жребию
покорный>, -это Степан Федорович Торгошин, брат моей матери, а бабы, это, знаете ли, у меня в родне
были такие старушки-сарафанницы, хоть и Казачки>. <В типе боярыни Морозовой, тут тетка одна моя
Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем Торгошиным. Она к старой вере стала
<склоняться> (Максимилиан Волошин). Фельдмаршала Суворова писал он с одного старого казачьего
офицера. Летом 1893 г. он посетил Дон в поисках натур для <Ермака>. Зарисовывая там в альбомы
лица, пейзажи, бытовые предметы, С. одновременно изучал казачью историческую литературу. Он был
горд, что Донцы признавали его своим человеком, подхваливали: <Иш, говорят, еще не служил, а ездит
хорошо>. Он показывал им свои зарисовки и был чрезвычайно доволен, что Казаки признавали в них
свой тип. <Мы, Сибирские Казаки, - писал он брату, - происходим от Донских Казаков, потом
Уральские и Гребенские... Душа так и радуется, что мы с тобой такого роду хорошего, казачьего роду>.
Но этот казакоман в искусстве вознесся до мировой величины. Он сумел не только постигнуть
сущность некоторых исторических эпох, но и воскресил их мощью своего гения при помощи линий и
красок, вернул к жизни и опального вельможу, и старух из московской толпы, и рядовых бойцов из
отряда Ермака Тимофеевича, и всех тех, кто живыми глазами смотрит с его полотен. В немых, казалось
бы неподвижных фигурах его картин чувствуется вечная динамика, дыхание давно прошедшей жизни.
Не напрасно он приобрел мировую известность и звание академика.
С. умер в Москве 8 марта 1916 г.
Более подробно об этом Вы можете самостоятельно почитать
в Казачьем энциклопедическом словаре-справочнике,
который можно бесплатно скачать.
А здесь приведена помощь о том,
как скачать бесплатно эту литературу .