ТОРГОВЫЙ ДОМ ПАРАМОНОВЫХ

ТОРГОВЫЙ ДОМ ПАРАМОНОВЫХ

Казацкий справочник

ТОРГОВЫЙ ДОМ ПАРАМОНОВЫХ- торгово-промышленная фирма на Дону. Ее основателем был Казак Трофим Иванович Парамонов, который вел у себя в ст. Нижне-Чирской торговлю мануфактурой. Его сын Елпидифор после смерти отца принужден был оставить школу и помогать в торговле старшему брату Ивану. Его образование, таким образом, не пошло дальше второго отделения церковно- приходского училища. До 1865 г. братья вели дело сообща, а потом младший женился и начал торговлю зерном.
В то время Дон был единственным удобным путем сообщения. Грузы и пассажиров по этому пути перевозили суда Волго-Донского Пароходного общества. Транспорт купленного фирмой зерна обходился довольно дорого. Для того чтобы его удешевить, Е. Т. Парамонов в 1884 г., при некоторой помощи итальянского купца-миллионера Вальяно, приобрел за границей пароход, а на местных верфях в Калаче заказал шесть деревянных барж. Все это обошлось в 150 тысяч рублей, но собственные суда обеспечили более дешевую перевозку зерна.
В последующие годы были построены жел. дорожные линии Ростов - Поворино и Царицын - Тихорецкая. В связи с этим Волго-Донское Пароходное общество потеряло многие доходы. Предприятие едва окупало расходы по содержанию инвентаря и служащих и постепенно ликвидировалось. В 1908 г. Т.Д. Елпидифор Парамонов и сыновья приобрел от этого общества все донские суда.
Дела старшего из братьев Ивана Трофимовича Парамонова шли тоже успешно, но он не обладал такой живой инициативой и потому всегда несколько отставал с развитием своих предприятий. Он тоже приобрел пароходы, но позднее на 5 лет. Не ограничиваясь скупкой зерна и перевозками, Т. Д. Е. Парамонов откупил в 1891 г. от прежнего владельца Посохова паровую мельницу в Ростове. Она стояла в удобном для погрузок месте и после переоборудования начала перемалывать до ста тонн зерна в сутки. Через пять лет она сгорела. На том же месте была построена новая с суточным помолом в 130 тонн, Мука расходилась по суше и по морю в Москву, Петербург, Ригу, в Поти и Батум, а частично и в Среднюю Азию.
В1905 г. фирма приобрела угольные шахты около г. Александровск-Грушевский. Первые годы они давали по три миллиона пудов угля, но, улучшенные оборудованием из Германии, с каждым годом стали давать все больше, и скоро грушевский антрацит с рудников Парамонова начал расходиться по всей России. Только одна шахта <Елпидифор>, законченная постройкой в 1913 году, давала 40 миллионов пудов в год. На глубине в 500 метров в ней оказался пласт угля толщиной свыше метра. По оборудованию эта шахта (теперь <Артем>) считалась лучшей в России.
В 1915 г. фирма заарендовала станичные земли под рудник <Нецветай>. Местные Казаки знали о богатстве антрацитного пласта в этой местности и их слова подтвердились разведкой штейгеров, но по общему Положению станицы не могли отдавать участки своих юртовых земель в аренду на сроки больше 30 лет. За этот срок можно было бы разработать многие залежи угля, но фирма имела намерение принять участие в реализации проекта другого донского предпринимателя - капиталиста А.А. Лобова по постройке мощной электростанции на местных ресурсах горючего. Она должна была снабжать электроэнергией весь Дон и Приазовье, а за 30 лет капиталовложение не окупалось. Т.Д. Парамоновых обратился в Главное Управление Казачьих Войск с просьбой продлить срок аренды до 90 лет. Просьба была отклонена. Несмотря на это, проект электростанции продолжали разрабатывать.
Ввиду того, что началась Первая мировая война, эксплуатация нового рудника <Нецветай> не могла производиться в полном объеме. Не хватало немецкого оборудования, нельзя было приобрести рельс, необходимых для постройки ж. д. ветки. Поэтому добыча угля в этом руднике не превышала миллионов пудов в год. Уголь шел на Урал, но постоянно возникали транспортные трудности. Для того чтобы их преодолеть, в 1916 г. фирма приобрела больше половины акций Юго-Восточной жел. дороги и часть акций Рязано-Уральской ж. д. Таким образом, представилась возможность организовать непрерывный поток угля для уральской промышленности.
После смерти основателя фирмы его сыновья к началу революции 1917 г. имели во владении: три морских парохода, 23 - речных и 105 буксирных барж; ростовская мельница вырабатывала около 600 тонн суточного помола и считалась второй по мощности в России (первой была мельница Бугрова в Н. Новгороде); рудники выпускали десятки тысяч вагонов антрацита, который шел на нужды уральской промышленности и огревал жителей Дона и Сев. Карказа. Основной капитал Т. Д. Парамоновых доходил до 20 миллионов рублей.
Это огромное дело возникло и широко развилось только благодаря деловому гению малограмотного Казака Елпидифора Трофимовича Парамонова и его двух образованных сыновей Николая и Петра.
Во время борьбы с большевиками за Дон деятельность Т.Д. Парамоновых протекала в границах Всевеликого Войска Донского с таким же широким размахом, как и раньше. Осенью 1918 г. фирма приняла участие в основании Донского Угольного Синдиката и в учреждении Юго-Восточного Промышленного банка. В марте 1919 г. получена концессия на постройку свеклосахарных заводов, под которые в Сальских степях отводилось 35 тыс. десятин. После смерти отца дела фирмы вели его сыновья. Николай Елпидифорович ведал новыми проектами, рудниками и жел. дорогой, в то время как на обязанности Петра Елпидифоровича было управление зерновыми ссыпками, мельницей, пароходством и банком.
Все это сложное и доходное предприятие прекратило существование с гибелью Всевеликого Войска Донского в начале 1920 г.

Дополнительная информация ...

Более подробно об этом Вы можете самостоятельно почитать в Казачьем энциклопедическом словаре-справочнике, который можно бесплатно скачать.
А здесь приведена помощь о том, как скачать бесплатно эту литературу .





Полезные книги: