Казацкий справочник
ТОРКИ- крупное скифское племя, туранское по происхождению. Оно вошло в состав казачьей
народности и его основное скифское имя Коссака или Кассака распространилось на племена Казарских
Славян. Их частное племенное название Тореты стало известно на Кавказе очень рано. В I-II вв. Торе-
тов знают географы Плиний Ст. и Птоломей; они указаны в титуле боспорского царя Аспурга, как его
подданные. Археология датирует их погребения с конем еще более ранним временем. С 5 века эти
погребения исчезают на Сев. Кавказе и появляются в Заволжье; с X в. они переходят на Дон, Донец и
распространяются дальше на Запад в бассейн Нижнего Днепра. Так прослеживаются пути Торков до
того времени, когда о них узнают русские летописцы.
Не без основания считается, что Т. - те же Узы, которых вспоминает Константин Багрянородный в
трактате <Об управлении империей>. Немногие русские археологи и историки делают весьма
сомнительное заключение, считая, что Узы, а следовательно и Т., только часть Огузов, название
которых они для этой цели сокращают на целый слог. Однако, оснований для такого утверждения в
исторических памятниках нет. Ни Рашид ад Дин, ни Абу-л-Гази в родословии Огузов имени Торков не
вспоминают. Зато вспоминают среди Огузов Кыпчаков-Половцев, а Половцы, явившись в наши степи,
оказались не единоплеменниками Торков, а их самыми злыми врагами.
Не находит эта теория подтверждения и в данных археологии. Характерные торческие погребения с
конем и вещи, положенные в них, неоспоримо указывают на древние связи Торков с Кавказом, а не со
Средней Азией, где жили Огузы. Даже в то время, когда Т. находились в Заволжье, предметы их быта
имели настолько отчетливый кавказский облик, что археологии пришлось признать исключительно
западные влияния, в которых протекала жизнь Узов или Торков и здесь (С.А. Плетнева, МИА 62, с.
151). Вместе с тем, одновременно с Торетами на Сев. Кавказе у Терека проживал другой народ, имя
которого по звучанию гораздо ближе к Узам, чем Огузы. Это Удины по начертанию, Удзы по
произношению. При зубном звучании греческой буквы Д (дельты), это название легко могло обратиться
в Узы (см.).
Тореты, Удзы и Беренджеры появились в истории Сев. Кавказа очень рано. Долгое время они
находились в границах обширной империи Асаланов и, вероятно, тогда имя Тореты приобрело
скандинавское значение по Тору, богу грома и молнии.
С Кавказа эти народы исчезают в V в., когда там появляются завоеватели Болгары. Прежние жители
Меотиды переходят за Волгу, где и проживают в близком соседстве с Казаром. По поручению хакана в
893 г. они оттуда начинают поход против Печенегов. Этот сильный приволжский народ, причинявший
после постоянные хлопоты не только Руси, но и Византии, не устоял под ударами Торков и уступил им
свои земли. <Некоторые из них по собственному желанию и решению остались там, поселились вместе
с так наз. Узами и доселе остаются среди них>, - писал в 948 году Константин Багрянородный, добавив,
что эти Печенеги в скором времени переняли все обычаи Узов и даже крой их одежды: <их верхние
одежды укорочены до колен и рукава обрезаны начиная с предплечий>.
В качестве Касаков и Казар Т. принимали участие в расширении границ Державы Томаторканской, но
через четверть века после смерти Мстислава Храброго, под давлением Половцев уходят с Дона и
переживают губительное переселение на Балканы. По летописному своду В.Н. Татищева часть Торков
оставалась и в Томаторкани, где они упоминаются в 1082 г. ("История Российская", М.-Л. 1963, т. II,
примечания к главе 11 -й). Византийские же хроники сообщают, что под давлением Половцев в 1064 г.
600 тыс. Узов отошли к Дунаю, но пережив там голод, эпидемический мор и неудачи в сражениях, их
остатки откочевали обратно к Днепру. Киевская Русь в это время находилась под постоянными ударами
Половцев и потому Т., как их враги, были приняты Русами и поселились на их южных и восточных
границах. Здесь они получили прозвище Черные Клобуки, а так как были выходцами с Кавказа,
называли их Черкасами. Летописец XV в. считал необходимым пояснить: <Черные Клобуки, еже
зовутся Черкасы>) (Московский Летописный Свод под годом 1152).
С древних пор в Меотиде, в царстве Казар, в Томаторкани и теперь у Днепра эти казачьи предки много
веков сожительствовали и смешивались со Славянами. Поэтому славянский язык закрепился и среди
них, а Черкасами в русских актах называли Казаков до XIX в.
Плано Карпини и Рубрукис упоминают Торцессов в числе народов, завоеванных Батыем, но в границах
Золотой Орды Черкасы этого рода известны как Ордынские Казаки.
Процессы их метисации приметили антропологи в обнаруженных костяках из степных погребений, а о
торжестве среди Торков славянского языка говорит один из первых русских историков Н. М. Карамзин.
Он уверен, что имя Казаков <в России древнее Батыева нашествия и принадлежало Торкам и
Берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. Там находим и первые жилища
малороссийских Казаков. Торки и Берендеи назывались Черкасами. Казаки тоже. Вспомним Касогов,
обитавших, по нашим летописцам, между Каспийским и Черным морем; вспомним и страну Казахию,
полагаемую Императором Константином Багрянородным в сих же местах>. <Столько обстоятельств
вместе заставляют думать, что Торки и Берендеи, называясь Черкасами, назывались и Козаками>.
Дальше он считает их народами славянизированными: <Они под именем Козаков составляли один
народ, который сделался совершенно Русским, тем легче, что предки их с десятого века, обитав в
области Киевской, уже сами были почти Русскими>. Конечно, эти выводы были правильными только в
отношении языка и религии, а не родового происхождения или быта. В этом смысле они Русскими не
стали.
Более подробно об этом Вы можете самостоятельно почитать
в Казачьем энциклопедическом словаре-справочнике,
который можно бесплатно скачать.
А здесь приведена помощь о том,
как скачать бесплатно эту литературу .