|
УНИЯ ЦЕРКОВНАЯКазацкий справочник
УНИЯ ЦЕРКОВНАЯ- воссоединение исповеданий Православного и Католического при помощи
некоторых взаимных уступок. Инициатива первых попыток У. Ц. исходила всегда от католиков, но они
не удавались вследствие отказа греческих и русских епископов признать главенство римского
первосвященника и изменить некоторые догматические основы своей Церкви. Казаков коснулась
больше всего Уния Брестская. По поводу объединения Церквей на территории преимущественно
католической Речи Посполитой споры шли со времен Флорентийского Собора (1439 г.) и наконец в
1594 году в гор. Бресте Литовском был созван Церковный Собор из многочисленных представителей
православного и католического духовенства. Во время обсуждения вопроса об Унии возникли крупные
разногласия между ее сторонниками и противниками. Киевский митрополит Михаил Рогоза, а с ним 4
епископа вместе с частью низшего духовенства и некоторыми мирянами, приняли предложенные
католиками условия, по которым униаты сохраняли восточный обряд, богослужения на родном, а не на
латинском, языке и брачную жизнь белого духовенства (священников), но должны были признать:
главенство Римского папы, чистилище, как первую стадию загробного существования души,
исхождение Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Сына, беспорочное зачатие Пресвятой Девы
и некоторые другие основы католической религии. Однако большая часть представителей
Православной Церкви отвергла Унию; не будучи в состоянии настоять на ее полном отклонении, они
ушли с заседаний и составили свой отдельный Собор, лишивший сана духовенство, принявшее Унию, и
предавший ее анафеме. Несмотря на это, условия воссоединения Церквей были решены и подписаны на
последующих заседаниях Брестского Собора. Униатское духовенство тотчас же принялось вводить их в
жизнь Православной Церкви, пользуясь помощью польско-литовских властей и мало считаясь со
способами их внедрения. Противники Унии группировались вокруг князя Константина Острожского, а
после его смерти в 1608 г. защиту православия взяли на себя Казаки и их гетманы (особенно гетман
Конашевич Сагайдачный). Ввиду того, что Речь Посполитая в то время особенно нуждалась в казачьих
силах для борьбы с Москвою, им некоторое время удавалось без ущерба для себя сдерживать рвение
униатов, но притеснения православных все же усиливались из года в год, питая и без того острые
казачье-польские национальные антагонизмы. В конечном счете У. Ц. стала одной из причин
ненависти, возникшей между Казаками и Поляками, вызывала десятилетия войн между ними и
отпадение Гетманщины, ушедшей из Речи Посполитой и признавшей власть русского царя (1654 г.).
Дополнительная информация ...
Более подробно об этом Вы можете самостоятельно почитать
в Казачьем энциклопедическом словаре-справочнике,
который можно бесплатно скачать. |
Интересные книги: |
|