Казацкий справочник
ЦЕРКОВЬ- собрание верующих, объединенных единством религиозной идеологии. Казаки
принадлежат к древней Греческой Церкви в ее двух ответвлениях: Русском Православии и
Старообрядчестве. Самые старинные христианские общины на нашей земле составляли часть Церкви
Греческой с епископами и митропо-литами Томи, Таны и Скифии Боспорянской. На эти кафедры их
назначали Константинопольские патриархи, хотя некоторые из них рукоположены Грузинскими
католикосами.
Во время власти Золотой Орды, христианские приходы кочевой степи находились в ведении
епископов Сарайских, которые подчинялись тому же Константинопольскому патриарху, но уже через
митрополитов Московских, хотя им и были предоставлены широкие автономные права. На севере Дона,
"передел Червленого Яра" тоже крепко держался Сарайской епархии. Там уже в десятом веке
проживало какое-то христианское племя В. Н. НД. Р., в котором можно угадывать Берендеев русских
летописей. Московские митрополиты, начиная от Петра (1308-1326) безуспешно пытались изъять этот
"передел" при реках Вороне и Хопре из веде-ния епископов Сарайских и Подонских, чтобы
передать его в епархию Рязанскую. Тогда там проживал "народ христианский воинска чина (....)
зовомии Козаци", имевшие "чудотворные иконы в церквах своих". По словам А. И. Ригельмана об
этом известно из Краткой Московской летописи. Об этом же свидетель-ствуют Вкладные книги
Донского монастыря в Москве и часовни на Лубянке там же.
Во время развала Золотой Орды, управление церковными делами Казаков перешло к митрополитам
Крутицким, носившим также прежний титул епископов Сарайских и Подонских и считавшимся
заместителями митрополитов Московских. От 1613 г., со времени царя Михаила Федоровича, связь
Казаков с духовным гла-вой, Московским патриархом, была установлена через Посольский Приказ.
Днепровские же Казаки в эту эпоху имели верховными владыками Киевских митрополитов,
поставленных Иерусалимским или Кон-стантинопольским патриархом. Церковные реформы
Московского патриарха Никона вначале не отразились на духовной жизни Казачьей Церкви.
Днепровские Казаки, вообще, стояли в стороне от московских событий и церковных разногласий, а все
другие - оставались при старом обряде и при прежних Богослужебных книгах. Кандидаты в
священники указывались Кругами, которые одновременно посылали патриарху их характе-ристику:
"духовен, смирен и неупоен и нам Казакам он угоден". После этого патриарху оставалось только
утвердить и благословить нового иерея. Роль духовенства сводилась исключительно к религиозному
"окормлению" паствы, без права мешатся в политическую жизнь края.
Такую условную автокефалию Казачьей Церкви в 1718 г. уничтожил император Петр I, подчинивший ее
общины ближним русским архиереям. Доном и Тереком ведали епископы Воронежские, которые
однако еще сто лет после этого имели много хлопот с казачьим духовенством. Казачьи батюшки
оставались тесно свя-занными со своими станицами и в церковных делах прежде всего считались с
казачьим начальством, Кругами и атаманами. "Даже в конце XVIII века Синод получал жалобы
Воронежского епископа на то, что Войсковой атаман А. И. Иловайский запрещает ему в отдельных
случаях вмешиваться в духовные дела казачьих приходов, а причты их по прежнему определяются с
утверждения "казачьего круга и старшин" (А. П. Пронштейн, Земля Донская в XVIII веке).
Для того чтобы прекратить постоянные пререкания между атаманами и русскими епископами, Указами
14 марта и 3 апреля 1829 г. на Дону была учреждена своя Новочеркасская епископская кафедра с
подчинением ей приходов Сев. Кавказа. От этого времени атаманы и станицы могли разрешать все
церковные дела на месте, а Старообрядчество во многих случаях изжито при помощи миссионерской
деятельности русского духовенства, компромисной формой Единоверчества и некоторого давления
свыше.
Более подробно об этом Вы можете самостоятельно почитать
в Казачьем энциклопедическом словаре-справочнике,
который можно бесплатно скачать.
А здесь приведена помощь о том,
как скачать бесплатно эту литературу .