Казацкий справочник
ЧЕРКАССКИЙ ГОРОД (дон.)- одно из старых казачьих поселений на Дону в 60 клм. от Азовского
моря. От 1644 г. здесь свыше 150 лет находился центр управления Доном и его военные кадры, -
Главная Войска. Точных данных о времени его основания не сохранилось. Ранний русский историк
Болтин считает Ч. Г. поселением Днепровских Черкасов, отставших от пятитысячного казачьего отряда,
будто бы пришедшего в 1569 г. с князем Михаилом Вишневецким на помощь русским под Астрахань.
Однако, такую помощь приходится считать не только сомнительной, но и совершенно невероятной:
князь М. Вишневецкий был неизменно верным подданным Речи Посполитой, воевавшей в то время с
Москвой. Он не мог повести подвластных ему Среднеднепровских Казаков на помощь московскому
царю, врагу его родины. Дата, указанная Болтиным, тоже не может отвечать действительности, т. к. еще
в 1580 г, между Нижними Раздорами и Азовом никаких казачьих по-' селений не было и царь просил
Донцов особенно оберегать его послов в Турцию именно на этом участке.
Судя по названию, город был, действительно, основан теми Казаками, которых называла и Черкасами,
т. е. выходцами из Черкасии, покинувшими ее в 1582 г., во время наиболее обостренной борьбы между
жителями Сев. Кавказа и крымским ханом, когда кавказские степи, снова наполнились полчищами
Турок. Поэтому основателями Ч. города следует считать тех жителей приморских районов Кубани, о
которых за 60 лет перед этим писали Герберштейн и Матвей из Мехова, как о христианах славянской
речи. Недаром первые морские походы с Дона относятся к 1584 году, причем от этого времени
исходным пунктом каждого такого предприятия служил именно Ч. Г. Его аванпостом вскоре стал
Монастырский городок на 12 клм. ниже по Дону. В 1643 г. оба эти передовые поселения стали жертвой
неожиданного нападения Турок и Татар, но уже в следующем году Казаки не только заново отстроили,
но и укрепили Ч. Г. Сюда перешли Главный Стан и Всё Великое (Главное) войско Донское.
От этого времени население города непрерывно увеличивалось. К 1672 году в его стенах, на острове
между Доном и Протокой помещалось четыре станичных общины: Черкасских две, Средняя и
Павловская. Вскоре к ним пристроились Прибылянская и Дурновская. К концу XVII ст. Казаки
заселили и соседний остров, приместив там пять новых станиц: Скородумовскую, Тетеревскую и три
Рыковских (Верхнюю, Среднюю и Нижнюю). Несомненно, все они пополнялись и Запорожскими
Казаками, уходившими с Днепра и Донца. Тогда же, при двух подгородных хуторах, высокими валами
окружены загоны для скота и конских табунов, а около них за Протокой основано поселение
"базовых" (оседлых) Татар, пожелавших жить около-Казаков.
Вскоре Ч. Г. вырос в крупный центр международной торговли; его рынок с "Греческими рядами" стал
привлекать купцов из стран Балканского полуострова, с Кавказа, из Ирана, Киева и Москвы. С юга и
востока на казачий рынок шли шелковые и парчёвые ткани, персидские и индийские шали, ковры,
драгоценные камни, перламутровые, жемчужные и коралловые ожерелья, клинки для шашек
и кинжалов, луки, металлические украшения для поясов и конской сбруи, арабские и карабахские
скакуны; Венеция доставляла стволы для пищалей и пистолетов, Греки - оливковое масло, вина,
южные фрукты и восточные сладости; Киев присылал на Дон церковную утварь и облачения, хлеб,
крупу, посуду, а Москва - деревянные и железные хозяйственные принадлежности, канаты, шнуры,
нитки и дешевые ткани. Казаки, в свою очередь, предлагали меха, продукты скотоводства и
рыболовства, предметы из боевой добычи и живой ясырь, спрос на который шел и с севера и с юга.
В Ч. городе помещался Войсковой атаман, все государственные учреждения республики и Главная
Войска, очередные кадры бойцов готовых к обороне края. Здесь же принимались послы иностранных
государств, назначались и высылались свои дипломатические представительства к соседям. На
широком майдане высился
величественный собор, возле которого собирались Вальные и Войсковые Круги для решения
очередных дел: выбора должностных лиц, суда по особо важным преступлениям, решения вопросов о
войне и мире, распределения станичных земельных юртов и т. п.
Собор во имя Воскресения Христова был выстроен в 1650 году из дерева, а после пожара на том же
месте в 1706-19 гг. воздвигли новый - каменный, который стоит до сих пор. Это девятиглавый храм,
построенный по обще-казачьим архитектурным вкусам, а потому сходный с некоторыми церквами
Гетманщины. Он построен на одном из наиболее возвышенных мест (на юру), а для предохранения от
особенно обильных вод разлива он вознесен на мощном и высоком фундаменте, внутри которого
оставлены обширные подвальные помещения. Широкая лестница ведущая в храм, его паперть и весь
пол собора выложены тяжелыми чугунными плитами. Каменная колокольня стоит отдельно.
Внутренняя отделка храма была выполнена очень богато; девятиярусный иконостас заполняло
множество икон старого письма в дорогих ризах; серебро, золото, дорогие камни украшали всю
церковную утварь; в ризнице помещалась ценная библиотека рукописных и старопечатных книг, в
глухой камере-сейфе хранились донские "клейноды", архивы и регалии, знамена, царские грамоты и
другие важные документы.
Кроме собора, Казаки построили в стенах крепости каменную церковь апостолов Петра и Павла, а
также Ратницкую церковь Преображения Господня на кладбище. Первую, на месте стоявшей там от
1602 года и сгоревшей в 1744 году, они отстроили в 1751 г., а вторую соорудили в 1781 г. Кроме них до
нашего времени со-хранился Ефремовский женский монастырь с церковью оконченной к 1761 г. Общий
тип казачьего жилища в Ч. городе - "круглый курень", т. е. квадратный дом на высоком фундаменте с
четырехскатной крышей, часто двухэтажный с нижним каменным и деревянным верхним этажами;
перед входом крыльцо-рундук и сбоку от него наружная лестница на "галдарейку", опоясывающую весь
дом на уровне второго этажа. Наверху дома жи-ли, а внизу сохраняли хозяйственный инвентарь. У
старообрядцев там иногда помещалась моленная. Но было также много домов особенного типа:
квадратные в плане, каменные двухэтажные с чрезвычайно толстыми стенами, а помещения нижнего
этажа были с массивными кирпичными сводами. В жилых комнатах большие голландские печи,
выложенные узорчатыми кафлями, на окнах снаружи - массивные железные решетки; двери и ставни
также железные, кованные; над окнами - выложенные из кирпича украшения в стиле барроко. Крыша
высокая четырехскатная, железная. "Каждый такой черкасский дом выглядел фортом или замком, где
более состоятельные или заслуженные Казаки в случае нужды могли защищаться от внешних
нападений или укрываться во время нередких внутренних возмущений. Когда-то из такого дома до
последнего заряда отстреливался и Кондратий Булавин" (проф. М. А. Миллер). К тому же город еще
долго не оставляли в покое Крымские Татары и Кубанские горцы. Еще в 1717 г. Банты Гирей с
Татарами пытался взять и разграбить Ч, Г., но "Казаки, затворившись, делали им сильное
супротивление и тем от дальнейшего намерения его удержали" (Ригельман).
Большая полая вода донских разливов заливала почти весь город и часто подходила под самые двери
жилых по-строек. Поэтому для дворов пользовались каждой возвышенностью (юром) и ставили дома не
считаясь с улицами. Во время четырех - пятинедельных разливов, сообщение внутри города
поддерживалось на лодках-каюках или по мосткам, устроенным вдоль магистральных линий на столбах
высотою в 2-3 метра от земли. Такие мостки соединяли окраины с Правлением, церквами, кладбищем и
рынком. По изобилию воды Ч. Г. называли в шутку "Донской Венецией". "Кладбище издали привлекало
к себе внимание Ратницкой церковью, расположенной в
его центре. Всё кладбище было покрыто прекрасными памятниками, каплицами, мавзолеями,
голубцами, мраморными и чугунными плитами на могилах. Тут находились фамильные усыпальницы
знатных родов, известных в истории Дона: Ефремовых, Краснощековых, Малчевских, Иловайских,
Паздеевых, Машлыкиных, Грековых и др. Тут были могилы знаменитых атаманов. ХVII ст. - Наума
Васильева и Иосифа Петрова, атаманов казачьих войск в Азовских походах при Петре I - Фрола
Минаева и Василия Паздеева". "Тут же на кладбище отправлялся старинный и трогательный обряд.
Выступая в поход или на службу, Казаки собирались на кладбище возле Ратницкой церкви "в полной
боевой". Служили панихиду по умершим и погибшим на вой-не. Затем прощались "на гробках" с
родителями и брали с могилы землю, которую зашивали в ладанки и одевали на грудь. Если Казак
погибал на чужбине и его хоронили в чужой земле, то на нём лежала горсть родной земли" (проф. М. А.
Миллер).
В 1743 г. Войсковой атаман Даниил Ефремов, посоветовавшись со старшиной, начал постройку
каменных стен вокруг города. Разрешения на это у русских властей он не спрашивал, и потому
комендант крепости св. Анны тотчас же донёс об этом в Петербург. Военная Коллегия начала дело.
Стену разрешили окончить, но только со стороны турецкой", а "со стороны Российской каменного
строения" возводить "накрепко" запретили.
С продвижением России к берегам Черного моря и после покорения казачьих земель, Ч. Г. потерял свое
былое значение столицы независимой Донской республики. Мало того, он оставался воспоминанием о
прошлом, неприятном для империи. Поэтому атаману Платову была подсказана мысль о желательности
основания другого административного центра для Донского края, который всё еще сохранял некоторые
следы автономности. Таким образом в 1805 г. возник город Новочеркасск, куда перешел не только
Войсковой Стан со всеми правлениями и должностными лицами, но и несколько станиц полностью:
Прибылянская, Дурновская, Скородумовская и три Рыковских, вместе с поселением базовых Татар, для
которых основано предместье Хотунок или Татарская слободка. Не захотели уходить со старого места
только самые ранние ста-ницы: две Черкасских, Средняя и Павловская. Они объединились под именем
станицы Старо-Черкасской и до 1920 года оставались хранителями памятников казачьей старины.
Более подробно об этом Вы можете самостоятельно почитать
в Казачьем энциклопедическом словаре-справочнике,
который можно бесплатно скачать.
А здесь приведена помощь о том,
как скачать бесплатно эту литературу .