Казацкий справочник
ЧЁРНЫЕ КЛОБУКИ- у киевлян общее прозвище племен, прикочевавших к лесостепным границам
Киевской Руси после того, как Подонские степи заняли Кыпчаки-Половцы. Русские стали так их
называть но внешнему виду, чёрным войлочным шапкам. Летописцы часто называют их и
отдельными племенными именами, чаще всего Торкамн и Берендеями. У Константина
Багрянородного это "Узы" (см). В летописях для Берендеев встречается и наименование Перендеи. Если
считать, следуя русскому историку Татищеву, что имя Торков произошло от сарматского "гневливый"
или от скандинавского языческого бога Тора, то можно с уверенностью признать в имени Перендий
точный перевод названия этого бога. Соответственно с понятиями славянскими, Перундив, как и
скандинавский Тор, бог грома и молнии. И не случайно о таинственны> Берендеях на Руси возник ряд
легенд и сказок мистического содержания. Торетов вспоминают на Кавказе самые ранние греческие
географы. На Днепр они пришли с давно сложившейся бытовой культурой и, без сомнения, с
сильным отпечатком долгого сожительства с Казарскими Славянами. Берендеи по имени, ближе всего
к Беренджерам арабских авторов. При многоразличных "разночтениях" древних рукописей, нет ничего
необычайного в том, что сами Арабы пишут это имя "Баранджер", что у Армян оно обратилось в
"Варанждин" и "Варачан", у персидских ге- ографов пишется, как "В. Н. НД. Р", а в русских летописях,
как Берендичи, Берендея, Перендеи.
Страна, горы и реки в районе Терека, где вначале проживали Беренджеры, носили их имя. Иногда в
источниках оно заменяется названием Басилы, в котором не трудно узнать Базилеев древности. В
стране Береаджер христианство господствовало уже в VII в. По Плинию там же когда-то жили Удзы.
Все они могли быть и Туранцы и Кавказские Славяне и туранославянской смесью. Но в годы 721-37
Арабы уничтожали их во множестве, топили в реках или просто убивали. Части же их удалось
скрыться на север. Во всяком случае, Ибн Фадлан в 922 г, видел в Камском Булгаре пять тысяч
Баранджеров, а персидские географы того же столетия знали христиан В.Н.НД.Р. на Верхнем Дону,
южнее Окских Угро - Финнов, Маджар. Как они попали на Дон, рассказывает Константин
Багрянородный. Ему они были известны под общим с Торками именем Узов (см. УЗЫ). В 948 году он
писал: "Пятьдесят лет назад, так называемые Узы договорились с Казарами; сообща с ними побили
Печенегов в сражении и изгнали их из их собственной страны, которую так называемые Узы занимают
до сих пор". О том, где до этого времени жили Печенеги, Татищев говорит: "Оные прежде жили между
Дона и Волги, до Яика, а последи до Дунаяраспространился''. Это же подтверждает и археология,
Следовательно, после изгнания Печенегов и до прихода в наши стели Половцев (1060 год), Ч. К., Торки
и Берендеи, проживали между Верхним Доном и Волгой и ниже по Дону, где персидская география
(Гудуд ал Алэм) указывает В.Н.НД.Р., два племени Б. Радас (Бродников) и Казарскнх Печенегов. Все
эти выходцы с Кавказа, несомненно, находились и в державе Томаторканской, где составляли кадры
касажской и хазарской дружины Мстислава Храброго. После же того, как Половцы заняли наши степи,
они ушли от них на запад и оказались при границах Киевской Руси. После этого Ч. К. почти два века
находились в состоянии непримиримой вражды и непрерывной войны с Половцами. Поэтому видеть
между ними какие-либо родственные связи немыслимо.
В. Н. Татищев, ранний русский историк, составил подробный летописный свод, для которого имел
возможность использовать и списки, после бесследно исчезнувшие из архивов. В летописях, по его
словам, "их историки разно имянуют, яко торки, печенеги, козары, черники, клобуки и берендеи, мню,
что разные смешаны были" (История России- екая, т. 1, примечание к главе 26). "И было их войско
немалое, иногда козарами прозванное, иногда же поршане или поросяне от реки" (там же том П,
примечание к гд, 5-й и 6-й). "Они их разно имяновали. Видно ж, что в одном месте у одного торки иди
козары, у другого берендеи> у третьего черные клобуки" (там же той IV, примечание к главе 11).
Наряду с туранскими именами их вождей: Моначкж, Сатмаз, Каракозь, Мнюз, Карас, Кокей, в
летописях обнаруживаются и имена со звучанием алан> - скандинавским: Чекоман, Тошман, Кулдьяр,
Кондувдый, Тудор. Вообще, Ч. К,. стали народом, пережившим основательную метисацию. По данным
археологии: "Торки, прошедшие по южнорусским степям, были настолько смешаны с другими
народами и, в частности, с Печенегами, что выделить их памятники на этой территории не
представляется возможным" (С. А. Плетнева, МИА 62, стр. 165).
Попав в непосредственное соседство с Киевской Русью, Ч. К. заняли положение, известное в истории
под термином "федераты" (см.). Они участвовали в ее политической жизни и в княжеских
междоусобиях, помогали в борьбе со степными кочевниками. По словам Татищева, их пребывание там
каждый князь потому "видел за полезнейшее, что в Черных клобуках много было мужей искусных и
храбрых, понеже непрестранно себя обороняя или исча прибытка, в войне пребывали". Значение их в
политической жизни древней Руси было подобно тому, какое позднее выпало на долю их потомкам,
Казакам, в Литве и в России.
С крупными и малыми владетелями на Руси Ч. К. заключали договоры в своих собственных интересах и
без всякого принуждения с их стороны. Одним ив многих примеров подобного соглашения приводит
Ипатьевская летопись под годом 1159; племенные вожди Берендеев и Торков послали к Мстиславу
предложение "Аще ны хощеши любити, яко же ны есть любил отец твои н по городу ны даси по
девшему, то мы на тон отступим от Изяслава: Мстислав рад был речи той... и яся им по всю волю их".
Они жили в отданных им на кормление городах, между Русами, но основали и несколько своих;
Торческ, Саков, Берендичев, Берендеево, Ижеславль, Урнаев и др.
Ч. К. получили у Русов наименование по внешнему виду, чёрным войлочным шапкам. Оно возникло
в народе, но так же их называли и летописцы., С развитием же русской научной мысли, составители
летописных сводов не удовлетворились таким примитивным прозвищем и обратили внимание, что
эти народы, как вы-ходцы из страны Черкасии, должны называться общим именем Черкасов.
Поэтому в Московском летописном своде XV века под годом 1152 поясняется: "Все Черные Клобуки
еже зовутся Черкасы". Несколько позднее такое же пояснение помещено и в Воскресенской летописи.
На основании всех этих летописных данных, русский историограф Н. М. Карамзин и делает свой вывод
(см. Карамзин), что имя Казаков древнее Батыева нашествия (1237 г.) и принадлежало Торкай и
Береадеям, которые у Русских назывались н Черкасами, т. е. так же как и Казаки в официальных актах.
От XIII в. прозвище Ч. К., вообще исчезает из летописей, в хрониках и актах появляются их имена -
Черкасы и Казаки.
Более подробно об этом Вы можете самостоятельно почитать
в Казачьем энциклопедическом словаре-справочнике,
который можно бесплатно скачать.
А здесь приведена помощь о том,
как скачать бесплатно эту литературу .